Мой отец, Ланговой Виктор Владимирович, родился в 30.09.1933 года.
Потом 25.07.1940 родился его брат, мой дядя Игорь.
С детства моего отца приучали к труду. Хозяйство было большое: корова, коза, куры, утки, гуси. Через год началась война.
Когда началась война, моему отцу было не полных 8 лет, но именно война заставила всех детей взрослеть быстрее.
После происшествия на площади, которое было описано здесь, мой отец вместе с мамой и братом оказался в партизанском отряде, после которого начался долгий путь эвакуации. Проехав долгий путь всей семьей, в котором у них украли все вещи и документы и только благодаря начальнику станции и его оперативной работе все смогли восстановить. На этом пути папа увидел многое. Он видел бомбежки поездов, на которых были нарисованы красные кресты, обозначающие, что это санитарные поезда. Он видел девочку, которая пыталась поднять свою мертвую маму, видел другую девочку, которая убаюкивала голову своего маленького братика. Он видел весь этот кошмар. Но смог остаться человеком. Пытался помогать всем, кто был рядом. Про маму и брата не забывал никогда.
Приехали в Ташкент – город хлебный. Потом, в будущем, любовь к Средней Азии преследовала отца всю его жизнь. Он наизусть знал повесть Леонида Соловьева «Повесть о Ходже Насреддине». И всегда к месту использовал восточные цветистые выражения из этой своей настольной книги. Но это все было потом. А на момент их эвакуации шла страшная война. Погиб его двоюродный брат, Михаил. Его история описана здесь.
…Мои папа и мама дети войны. Что скрывается за этими словами?
Это недоедание, как следствие, куча болезней, это пожизненный страх перед немецкими овчарками, которыми травили военнопленных и мирных людей на глазах, это умение по звуку определить «мессер» летит или другой самолет, это умение ценить крошку хлеба, это сначала подорванная вера в людей, а потом восстановившаяся, но уже с оглядкой на жизненный опыт. Уроки жизни, которые отец получил во время войны, он никогда не забывал и старался нам сестрой их пересказать.
Помню, что в детстве очень хотела собаку, именно немецкую овчарку, и отец мне рассказал, что он видел во время войны и почему он до сих пор недолюбливает эту породу. Да, мы с ним понимали, что собаки были только инструментами, руководили и давали команды им люди, но факт остается фактом. Папа очень не любил именно эту породу.
После войны все дети вернулись в школы. В стране была разруха, но дети должны были учиться. И дети учились. Сидя в полуразрушенных зданиях, которые после уроков восстанавливались силами педсоставов и старшеклассников. Так, учась и восстанавливая школы, дети доходили до техникумов и вузов. Поблажек не делали. Сталинский лозунг: «Кадры решают все!» действовал именно с начала школьного обучения. Именно советская система обучения формировала личность и раскрывала потенциал человека.
Если вдуматься в 2 даты: 1945 и 1961. Между ними разница 16 лет, но именно 12 апреля 1961 Юрий Гагарин полетел в космос. После окончания войны прошло 16 лет. Страна до Урала лежала в разрухе, тыл был истощен, но дети учились, помогая взрослым после школы. Поблажек никто не делал. Все учились на совесть, ценя минуты мирного времени. И именно труд этого поколения людей позволил начать освоение космоса.
продолжение следует…
Друзья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение.