Честно: прошла бы мимо, если бы выставка оказалась платной или располагалась позади постоянных экспозиций. Я, конечно, понимаю, академизм и все такое. Но до чего же порой зубодробительные тоскливые названия дают интереснейшим вещам! Вот вы что себе представили? Я - кучу темных невнятных статуэток Шивы, Кришны, Лакшми и прочих Брахманаспати плюс пару ложек-вилок или подсвечников. А так как в индийской мифологии ни в зуб ногой, то и интереса к выставке было плюс-минус... ноль.
Но, к счастью, выставочные залы музея Востока бесплатны и располагаются ближе к входу. А потому посчастливилось увидеть и насладиться дхокра, покорившей с первого же экспоната и заставившей всерьез задуматься о поездке в Индию, дабы привезти себе оттуда такую же красоту. И позавидовать посетительнице, рассказывавшей своему спутнику, что они привезли несколько подобных статуэток из индийского отпуска. И погуглить, нельзя ли купить такое в Москве (увы, с ходу ничего не нагуглилось).
Так что же такое дхокра? Если своими словами: милейшие наивные статуэтки людей и животных, а так же бытовые сценки, отлитые из цветных металлов народными умельцами (боги, впрочем, тоже были). По сути, одна из разновидностей декоративно-прикладного искусства, вроде наших гжели или хохломы, только гораздо древнее: дхокра изготовляют более 4000 лет.
Метод литья по утраченной восковой модели - самая древняя из известных технологий литья цветных металлов. Занятие, как правило, семейное и не слишком прибыльное, многие не бросают "из любви к искусству". Производство трудоемкое, иногда доходит до 12 этапов и нескольких дней на одну фигурку. Упрощенно сам процесс изготовления таков:
1. Из глины и рисовой шелухи (материалы варьируются от региона к региону) лепится основа: например, фигурка буйвола. Болванка просушивается.
2. Из размягченного пчелиного воска с помощью пресса выдавливаются длинные нити, коими тщательно, без пропусков, покрывается основа. Затем с помощью того же воска прорабатывают все детали будущей статуэтки и придают ей законченную форму.
3. Изделие осторожно покрывается еще несколькими слоями глины с добавлением прочих нужных ингредиентов и высушивается. При этом оставляется отверстие для последующей заливки раскаленным металлом, которое окружают глиняной же воронкой. Есть отверстие и для выхода воска.
4. Изделие обжигается (тут свои тонкости: важно не допустить растрескивания). Воск расплавляется и вытекает, а на его место заливается раскаленный металл (как правило, это лом цветных металлов).
5. После остывания осторожно отбивается верхний слой глины, и фигурка готова. В зависимости от мастера она либо проходит дополнительную обработку (шлифовка, полировка), либо сразу же идет на продажу.
Фильм на английском, откуда надергала кадры о процессе производства.
Таким образом, каждая фигурка - уникальна, точное повторение невозможно. Потому дхокру и любят коллекционеры: каждый экземпляр существует в единственном числе.
В музее Востока выставлена коллекция Сергея Витальевича Кармелито, международного советского журналиста и дипломата, много лет проработавшего в Индии и собравшего более 300 фигурок. Насколько я поняла, часть коллекции будет передана музею Востока. Дхокра в коллекции самая разная: от примитивных фигурок до сложносочиненных роскошных экспозиций.
И практически все - прелесть-прелесть-прелесть! Знаю, что рассматривать произведения искусства с точки зрения "хочу такое домой" - "не хочу такое домой" - моветон. Но тут ничего не могла с собой поделать: хочу! такое! домой! Не получилось просто любоваться: хотелось найти ценник и купить. Ну просто вылитая Бекки из "Тайного мира Шопоголика":
"Да, мисочка симпатичная — во мне вдруг пробудился интерес, — любопытно, сколько это может стоить? Выглядит дорого… И только я начала вглядываться, пытаясь высмотреть ценник, как поняла, где нахожусь. Ой, это же не магазин. Тут ценников нет.
И зря, между прочим. С ними было бы намного познавательнее. Вот так просто смотреть на вещи быстро надоедает. А повесь на каждом предмете ценник — совсем другое дело. В общем, считаю, во всех музеях надо бы указывать цену на экспонаты. Смотришь, например, на серебряный потир, или на мраморную статую, или на портрет Моны Лизы, или на что там еще — и восхищаешься красотой и исторической важностью реликвии. А потом разглядываешь ценник и, затаив дыхание, шепчешь: «Подумать только, сколько она стоит!» О, так в музее стало бы намного интересней.
Надо будет черкнуть эту идею в их книгу жалоб и предложений".
Пыталась для себя определить, чем же так привлекательна дхокра? Наверное, прежде всего, примитивной наивностью: словно смотришь на талантливые детские поделки. Детские не в смысле качества (работа зачастую тонкая, кропотливая), но взгляда на жизнь: бесхитростном, радостно-удивленным, уверенным, что вокруг - только добро и хорошие люди, волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому... Глядя на дхокру, непроизвольно начинаешь улыбаться. Дхокра - это невероятный генератор хорошего настроения.
А потому ее и хочется забрать домой, поставить на письменный стол, смотреть - и улыбаться.
P.S.: Увы, фотографии плохо передают те ощущения, которые испытываешь, когда смотришь вживую. Но мы с телефоном старались, честно!