Найти тему
Записки от безделья

Дхокра: небесное и земное в традиционной бронзе индийских племен

Честно: прошла бы мимо, если бы выставка оказалась платной или располагалась позади постоянных экспозиций. Я, конечно, понимаю, академизм и все такое. Но до чего же порой зубодробительные тоскливые названия дают интереснейшим вещам! Вот вы что себе представили? Я - кучу темных невнятных статуэток Шивы, Кришны, Лакшми и прочих Брахманаспати плюс пару ложек-вилок или подсвечников. А так как в индийской мифологии ни в зуб ногой, то и интереса к выставке было плюс-минус... ноль.

-2

Но, к счастью, выставочные залы музея Востока бесплатны и располагаются ближе к входу. А потому посчастливилось увидеть и насладиться дхокра, покорившей с первого же экспоната и заставившей всерьез задуматься о поездке в Индию, дабы привезти себе оттуда такую же красоту. И позавидовать посетительнице, рассказывавшей своему спутнику, что они привезли несколько подобных статуэток из индийского отпуска. И погуглить, нельзя ли купить такое в Москве (увы, с ходу ничего не нагуглилось).

-3

Так что же такое дхокра? Если своими словами: милейшие наивные статуэтки людей и животных, а так же бытовые сценки, отлитые из цветных металлов народными умельцами (боги, впрочем, тоже были). По сути, одна из разновидностей декоративно-прикладного искусства, вроде наших гжели или хохломы, только гораздо древнее: дхокра изготовляют более 4000 лет.

-4

Метод литья по утраченной восковой модели - самая древняя из известных технологий литья цветных металлов. Занятие, как правило, семейное и не слишком прибыльное, многие не бросают "из любви к искусству". Производство трудоемкое, иногда доходит до 12 этапов и нескольких дней на одну фигурку. Упрощенно сам процесс изготовления таков:

1. Из глины и рисовой шелухи (материалы варьируются от региона к региону) лепится основа: например, фигурка буйвола. Болванка просушивается.

Вымешивают глину с рисовой шелухой
Вымешивают глину с рисовой шелухой
Формирование основы
Формирование основы
Сушка на солнце
Сушка на солнце

2. Из размягченного пчелиного воска с помощью пресса выдавливаются длинные нити, коими тщательно, без пропусков, покрывается основа. Затем с помощью того же воска прорабатывают все детали будущей статуэтки и придают ей законченную форму.

Начало выкладывание восковых нитей
Начало выкладывание восковых нитей
Обмотка болванки пчелиным воском
Обмотка болванки пчелиным воском
Проработка деталей с помощью того же воска
Проработка деталей с помощью того же воска

3. Изделие осторожно покрывается еще несколькими слоями глины с добавлением прочих нужных ингредиентов и высушивается. При этом оставляется отверстие для последующей заливки раскаленным металлом, которое окружают глиняной же воронкой. Есть отверстие и для выхода воска.

Закончив работать с воском, изделие покрывают глиной.
Закончив работать с воском, изделие покрывают глиной.
Формирование воронки для последующего залива жидкого металла
Формирование воронки для последующего залива жидкого металла

4. Изделие обжигается (тут свои тонкости: важно не допустить растрескивания). Воск расплавляется и вытекает, а на его место заливается раскаленный металл (как правило, это лом цветных металлов).

Металлолом, который предстоит расплавить на открытом огне
Металлолом, который предстоит расплавить на открытом огне
Заливка раскаленного металла в форму
Заливка раскаленного металла в форму

5. После остывания осторожно отбивается верхний слой глины, и фигурка готова. В зависимости от мастера она либо проходит дополнительную обработку (шлифовка, полировка), либо сразу же идет на продажу.

Извлечение фигурки из глины. Внутренняя болванка остается, если только изделие не "кружевное".
Извлечение фигурки из глины. Внутренняя болванка остается, если только изделие не "кружевное".

Фильм на английском, откуда надергала кадры о процессе производства.

Таким образом, каждая фигурка - уникальна, точное повторение невозможно. Потому дхокру и любят коллекционеры: каждый экземпляр существует в единственном числе.

-16

В музее Востока выставлена коллекция Сергея Витальевича Кармелито, международного советского журналиста и дипломата, много лет проработавшего в Индии и собравшего более 300 фигурок. Насколько я поняла, часть коллекции будет передана музею Востока. Дхокра в коллекции самая разная: от примитивных фигурок до сложносочиненных роскошных экспозиций.

-17

И практически все - прелесть-прелесть-прелесть! Знаю, что рассматривать произведения искусства с точки зрения "хочу такое домой" - "не хочу такое домой" - моветон. Но тут ничего не могла с собой поделать: хочу! такое! домой! Не получилось просто любоваться: хотелось найти ценник и купить. Ну просто вылитая Бекки из "Тайного мира Шопоголика":

"Да, мисочка симпатичная — во мне вдруг пробудился интерес, — любопытно, сколько это может стоить? Выглядит дорого… И только я начала вглядываться, пытаясь высмотреть ценник, как поняла, где нахожусь. Ой, это же не магазин. Тут ценников нет.
И зря, между прочим. С ними было бы намного познавательнее. Вот так просто смотреть на вещи быстро надоедает. А повесь на каждом предмете ценник — совсем другое дело. В общем, считаю, во всех музеях надо бы указывать цену на экспонаты. Смотришь, например, на серебряный потир, или на мраморную статую, или на портрет Моны Лизы, или на что там еще — и восхищаешься красотой и исторической важностью реликвии. А потом разглядываешь ценник и, затаив дыхание, шепчешь: «Подумать только, сколько она стоит!» О, так в музее стало бы намного интересней.
Надо будет черкнуть эту идею в их книгу жалоб и предложений".
-18

Пыталась для себя определить, чем же так привлекательна дхокра? Наверное, прежде всего, примитивной наивностью: словно смотришь на талантливые детские поделки. Детские не в смысле качества (работа зачастую тонкая, кропотливая), но взгляда на жизнь: бесхитростном, радостно-удивленным, уверенным, что вокруг - только добро и хорошие люди, волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому... Глядя на дхокру, непроизвольно начинаешь улыбаться. Дхокра - это невероятный генератор хорошего настроения.

Если бы можно было бы унести одну фигурку, я бы выбрала именно этого льва)
Если бы можно было бы унести одну фигурку, я бы выбрала именно этого льва)

А потому ее и хочется забрать домой, поставить на письменный стол, смотреть - и улыбаться.

-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
Эта фигурка стоит в самом начале. И именно в нее первую я влюбилась: воины!
Эта фигурка стоит в самом начале. И именно в нее первую я влюбилась: воины!
-28

P.S.: Увы, фотографии плохо передают те ощущения, которые испытываешь, когда смотришь вживую. Но мы с телефоном старались, честно!