Найти тему
Круто об искусстве

Генрих VIII Тюдор (тот самый, который был женат шесть раз) имел такую привычку - казнить своих супружниц.

▪️Ганс Гольбейн Младший. Генрих VIII, 1537. Художественная галерея Уокера, Ливерпуль.
▪️Ганс Гольбейн Младший. Генрих VIII, 1537. Художественная галерея Уокера, Ливерпуль.

А еще вставать рано, в 6 утра. И сразу трапезничать: ему приносили шесть пирогов, мясо с хлебом и бокал эля.

Кухня его занимала 50 помещений, а штат насчитывал 200 человек!

А все потому, что казнь казнью, а обед должен быть по расписанию. А расписание Генрих VIII не составлял, ибо кушать предпочитал по зову желудка.

Мясо было главным в рационе монарха. Его подавали в высшей степени оригинально: шкурки с животных и птиц снимались целиком, а потом они, шкурки, на уже приготовленные тушки, надевались обратно и украшались позолотой.

Большой популярностью на столе пользовались пироги, из которых вылетали живые птицы!

А на Великий пост вместо свинины и говядины преподносили хвост бобра на гриле или же мясо морской свинки.

▪️Ганс Гольбейн Младший. Генрих VIII, 1537. Художественная галерея Уокера, Ливерпуль.
▪️Ганс Гольбейн Младший. Генрих VIII, 1537. Художественная галерея Уокера, Ливерпуль.

Овощи и фрукты редко появлялись на королевском столе, т.к. расценивались как зловредные (в 1569 году их запретили, считая источником распространения чумы и холеры), зато сахар таковым не считался. Наоборот, это был довольно дорогой и труднодоступный продукт, который Генрих VIII так любил, что сахарком посыпались все мясные блюда, а их на обеденном столе было около 20.

Бонусом к такому рациону стали ожирение (обхват талии короля достиг 137 см, а передвигаться он мог только с помощью специальных приспособлений), сахарный диабет и черные гнилые зубы, которых, конечно, недоставало.

▪️Ганс Гольбейн Младший "Генрих VIII", 1540. Национальная галерея старинного искусства, Рим.
▪️Ганс Гольбейн Младший "Генрих VIII", 1540. Национальная галерея старинного искусства, Рим.

Вообще, это был типичный рот многих монархов и аристократов того времени (по этой же причине люд на тогдашних портретах во весь рот не улыбается, включая Мону Лизу - тайна ее полуулыбки в черных гнилых зубах и, как следствие, зловониях от этой гнили; ну и потому что смех и улыбка - признак дурачины, т.е улыбаться в высших кругах считалось делом срамным и недопустимым).

Но я вообще вам не о том хотела рассказать 😂

▪️Чарльз Лоутон - Генрих VIII, из кинофильма "Частная жизнь Генриха VIII", 1933.
▪️Чарльз Лоутон - Генрих VIII, из кинофильма "Частная жизнь Генриха VIII", 1933.

В миру бродит устоявшаяся ЛЕГЕНДА, мол, Генрих VIII жен своих казнил, потому что подозревал их в колдовстве.

НЕТ. Это неправда.

Более того, до сих пор активно распространяются слухи про репутацию Генриха VIII как решительного параноика.

Тоже ВЫМЫСЕЛ, ибо ментально монарх был совершенно здоров.

▪️Ганс Гольбейн Младший. Генрих VIII, 1536. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
▪️Ганс Гольбейн Младший. Генрих VIII, 1536. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
▪️Ганс Гольбейн Младший. Генрих VIII, 1536. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
▪️Ганс Гольбейн Младший. Генрих VIII, 1536. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
▪️Ганс Гольбейн Младший. Генрих VIII, 1536. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
▪️Ганс Гольбейн Младший. Генрих VIII, 1536. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

Да, с годами он становился все более властным правителем и в конце концов превратился в крайне жесткого, не терпящего возражений монарха. Но разногласий с головой у него не было. Многие современники считали Генриха VIII тираном и НИКТО не называл его безумным королем.

Вот так плавно мы подошли к страстям Генриха, т.е к его привычке казнить 😁

Начнем с супружниц. Монарх был женат 6 раз.

Хронология такая: развелся -> казнил -> умера -> развелся -> казрил -> пережила 😁

▪️Неизвестный автор. Генрих VIII, XVI век. Национальная портретная галерея, Лондон.
▪️Неизвестный автор. Генрих VIII, XVI век. Национальная портретная галерея, Лондон.
▪️Неизвестный автор. Генрих VIII, XVI век. Национальная портретная галерея, Лондон.
▪️Неизвестный автор. Генрих VIII, XVI век. Национальная портретная галерея, Лондон.

Две супруги - первая Екатерина Арагонская и четвертая Анна Клевская - имели высокое, более чем достойное происхождение. Первая - дочь основателей испанского государства Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, а четвертая происходила из старинного аристокра­тического немецкого дома Ламарк. И этих вот двух дам просто так заточить в монастырь было нельзя, тем более на плаху отправить. Политика-с.

▪️Неизвестный художник. Екатерина Арагонская, ок. 1520. Национальная портретная галерея, Лондон.
▪️Неизвестный художник. Екатерина Арагонская, ок. 1520. Национальная портретная галерея, Лондон.

▪️Ганс Гольбейн Младший. Портрет Анны Клевской, 1539. Лувр, Париж.
▪️Ганс Гольбейн Младший. Портрет Анны Клевской, 1539. Лувр, Париж.

▪️Ганс Гольбейн Младший. Портрет Анны Клевской, 1539. Лувр, Париж.
▪️Ганс Гольбейн Младший. Портрет Анны Клевской, 1539. Лувр, Париж.

Более того, против таких статусных особ обвинения в колдовстве не работали, вернее выдвигать подобные суждения было просто немыслимо. Опять-таки политика-с и ничего лишнего.

Другое дело вторая супруга Анна Болейн или пятая Екатерина Говард (фрейлина Анны Клевской), которых он таки пустил на эшафот.

Впрочем, на пороховой бочке жили и Джейн Сеймур, третья супружница, которая таки родила ему сына Эдуарда (она была фрейлиной сначала Екатерины Арагонской, а затем Анны Болейн), и последняя Екатерина Парр (которая на момент бракосочетания с королем уже дважды овдовела, более того, у нее не было ни королевского, ни придворного происхождения, зато был острый ум и проницательность, поэтому она его, т.е Генриха, и пережила, а потом, спустя 4 месяца после кончины супруга, вышла замуж в четвертый раз и вскоре умерла в родах).

▪️Ганс Гольбейн Младший. Портрет Джейн Сеймур, 1540. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага.
▪️Ганс Гольбейн Младший. Портрет Джейн Сеймур, 1540. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага.
▪️Ганс Гольбейн Младший. Портрет Джейн Сеймур, 1540. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага.
▪️Ганс Гольбейн Младший. Портрет Джейн Сеймур, 1540. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага.

▪️Мастер Джон. Екатерина Парр, 1545. Национальная портретная галерея, Лондон.
▪️Мастер Джон. Екатерина Парр, 1545. Национальная портретная галерея, Лондон.
▪️Мастер Джон. Екатерина Парр, 1545. Национальная портретная галерея, Лондон.
▪️Мастер Джон. Екатерина Парр, 1545. Национальная портретная галерея, Лондон.
▪️Неизвестный художник. Екатерина Парр, XVI век. Национальная портретная галерея, Лондон.
▪️Неизвестный художник. Екатерина Парр, XVI век. Национальная портретная галерея, Лондон.

Почему с ними Генрих церемониться не собирался? Потому что они все были из числа собственных подданных монарха.

Такое дело. Жена-англичанка есть собственность короля и казнить ее было проще простого - покорные судьи в любом случае одобрили бы волю монарха, обвинения формулировались произвольно и выдумывать сложности типа колдовства просто было бессмысленно.

В случае с Анной Болейн главной причиной казни стало разочарование капризного Генриха, который страсть как сына хотел, а Екатерина Арагонская с делом этим не справилась. И в монастырь не уходила - желание освободиться от пут этой особы есть, к слову, одна из причин Реформации в Англии.

Анна же клялась и божилась, что сына ему родит. Но обещать родить сына в ее случае значит родить дочь 😅 (между прочим будущую великую королеву Елизавету I).

▪️Неизвестный художник. Анна Болейн, XVI век. Национальная портретная галерея, Лондон.
▪️Неизвестный художник. Анна Болейн, XVI век. Национальная портретная галерея, Лондон.
▪️Неизвестный художник. Анна Болейн, XVI век. Национальная портретная галерея, Лондон.
▪️Неизвестный художник. Анна Болейн, XVI век. Национальная портретная галерея, Лондон.

Генрих VIII не на шутку разгневался и недолго думая в Тауэр ее заточил. Обвинение: государственная супружеская измена (у нее якобы была связь с пятью мужчинами, в том числе с собственным братом, что грозило престолонаследию) и инцест (связь с братом). И никакого колдовства!

Конечно, все обвинения Болейн - это вымысел, но важно другое - ни слова о колдовстве!

Екатерина Говард вообще по меркам того времени очень даже справедливо пошла на плаху - была слаба на передок (до замужества, кстати, целомудрием она тоже не отличалась, но юный возраст и красота барышни вскружили Генриху голову).

▪️Ганс Гольбейн Младший. Портрет Екатерины Говард, 1530-е. Музей искусств Толедо, Толедо.
▪️Ганс Гольбейн Младший. Портрет Екатерины Говард, 1530-е. Музей искусств Толедо, Толедо.

Т.е обе казни, как это ни парадоксально, имели смысл. Они не были оправданы с моральной точки зрения, но подданные понимали, почему король поступил именно так. И ни о какой параноидальной идее речи быть не может: Анна Болейн начала крайне раздражать Генриха, что не родила ему сына, хотя обещала. Это, конечно, не повод для казни, но народ английский принял сей шаг, ибо Анна была чудовищно непопулярна в миру. С Екатериной Говард и так все понятно - сама напросилась.

Идем дальше. Министры Томас Уолс, Томас Кромвель и Томас Мор (Уолс оказался счастливчиком и умер еще в тюрьме, Кромвель и Мор же были благополучно казнены).

▪️Ганс Гольбейн Младший. Портрет Томаса Мора, 1527. Национальная портретная галерея, Лондон.
▪️Ганс Гольбейн Младший. Портрет Томаса Мора, 1527. Национальная портретная галерея, Лондон.
▪️Ганс Гольбейн Младший. Портрет Томаса Кромвеля, 1533. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
▪️Ганс Гольбейн Младший. Портрет Томаса Кромвеля, 1533. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.

И тут тоже никакой паранойи, только рационализм. Генрих сознательно вывел их из игры, ибо министры не желали поддерживать его политическую линию. По этой же причине монарх наш пустил на эшафот и кучу католических священников, не поддержавших Реформацию, немало радикально настроенных протестантов, поскольку те требовали более серьезных перемен, а требовать у Генриха что-либо сами понимаете чревато. Ну и само собой решительно сгонял на плаху всех тех, кто по праву крови мог претендовать на корону Англии.

Да, тиран, но тирания все-таки не диагноз.

Кстати, существует такая легенда, мол, собравшиеся у постели Генриха придворные не сразу поняли, что король скончался. Они опасались, что жестокий монарх, которому перечить было нельзя от слова совсем, просто притворяется, дабы узнать, как поведут себя его верные вассалы.

▪️Ганс Гольбейн Младший. Слуга короля Генриха VIII, 1534. Музей истории искусств, Вена.
▪️Ганс Гольбейн Младший. Слуга короля Генриха VIII, 1534. Музей истории искусств, Вена.
▪️Ганс Гольбейн Младший. Жена придворного слуги короля Генриха VIII, 1534. Музей истории искусств, Вена.
▪️Ганс Гольбейн Младший. Жена придворного слуги короля Генриха VIII, 1534. Музей истории искусств, Вена.