Подвижной состав России отличается от всего того, что можно увидеть в других странах. И одной из специфических особенностей лёгких коммерческих грузоперевозок России можно смело назвать так называемые легковые фуры. Они встречаются на дорогах общего пользования, и при этом ничего похожего практически невозможно встретить в других странах. Так откуда пошла и как потом развилась идея - строить полуприцепы из легковых автомобилей?
Итак, в России действительно существует такая практика: берём какой-нибудь ВАЗ, пилим его и ввариваем в него раму, чтобы поставить над задней осью седло и сделать полуприцеп. И казалось бы, ну купи ты себе ГАЗель. Зачем тебе магистральный тягач на базе легковушки?
В основном для этого используются заднеприводные ВАЗы по понятным причинам. Но порой можно встретить и переднеприводные варианты. Примечательно также и то, что называется всё это не по марке донора, на базе которого сделан седельный тягач, а называется всё это ВИС.
Так распиливаются для конверсии в фуру Жигули пятой и седьмой модели, а также всякие четырки и прочие пятнашки. А если нужен полный привод, то под конверсию идёт старая добрая Нива. Причём всё это разрешено для эксплуатации на дорогах общего пользования. Это вообще ни разу не 12.5.1, за это не забирают машину на штрафстоянку.
Таковы реалии современной России: поставил не те колёса - добро пожаловать на штрафстоянку, сделал из легковушки седельный тягач - вообще кроссавчег, так держать. Ни в одной другой стране мира такого нет.
И вы наверное спросите: а как они вообще дошли до жизни такой?
Дело в том, что сама идея - сделать из легкового автомобиля седельный тягач с полуприцепом - появилась давно, ещё в головах советских эффективных "манагеров". Так на архивных фото тех лет можно видеть ГАЗ 69 (он же УАЗ 69), у которого естественно рамная конструкция, которая как бы сама напрашивается...
Напрашивается, чтобы на неё накинули седло, предварительно удалив заднюю часть кузова. Ну а изготовить подходящий по параметрам полуприцеп - это дело нехитрое.
Объясняли советские "манагеры" такое нововведение довольно просто и логично: легковой ГАЗ 69 потребляет меньше горючего, чем обычный грузовой автомобиль с кузовом. Соответственно его можно просто использовать как двухместный легковой внедорожник, экономя при этом горючее. А в случае необходимости перевезти груз, можно подкинуть полуприцеп и использовать как обычный грузовик. И при этом его расход горючего будет всё равно меньше, чем у гружённого таким же весом грузовика.
Разумеется в серию этот концепт не пошёл, потому что до "эффективных" потом дошло, что узлы и агрегаты ГАЗ 69 - мотор, КПП и мосты - как бы не очень рассчитаны на длительную буксировку таких гружёных полуприцепов. Появлялся сильный износ, и от идеи решили временно отказаться. И поэтому не стоит удивляться, когда какой-нибудь УАЗ Симбир переделывают в фуру.
Однако несмотря на неудачный опыт с Газиком советские "манагеры" в полной мере от этой идеи не отказались. И когда появился первый УАЗ "Головастик", то на него практически сразу же подкинули седло и превратили в фуру с полуприцепом - изотермическим боксом для доставки продуктов питания.
И действительно, новый тогда УАЗ был крепче, чем предыдущая 69-я модель. Был заложен запас прочности, который позволял проделывать всякое. И поэтому подкинутый полуприцеп не выявил особо критичного износа в узлах.
Но как не странно, и эта реализация фуры на основе УАЗа "Головастика" в серию не пошла, потому что УАЗ этот бензиновый, а грузовики были дизельные. И дешевле было расходовать дизель, чем экономить бензин.
И поэтому когда мы сейчас видим современные УАЗы "Головастики" с полуприцепами, то нисколько не удивляемся. Потому что кому-то такой вариант ближе, чем просто грузовик.
Ну и разумеется вся это движуха с легковыми фурами не могла не перекинуться на ГАЗель. Да, в ГАЗовской модельной линейке тоже есть модификация под установку седла для фуры-полуприцепа.
Такой вариант подходит тем, кто сначала купил себе длиннобортную ГАЗель. Потом поменял её на очень длиннобортную, а затем продал это всё и стал счастливым обладателем очень-очень-очень длиннобортной ГАЗели. И в конечном итоге, осознав, что расти больше некуда, пришёл к ГАЗели в виде фуры с полуприцепом.
Но если вы думаете, что на такое способны только в России, то это не совсем так. Если мы перенесёмся в Польшу, то здесь тоже много чего встречается. Вот например Zuk, переделанный в фуру:
Особенно доставляют здесь обтекатели. И кто бы мог подумать, что из машины, которая больше похожа на стиральную доску с лёгкими нотками профнастила, кто-то построит седельный тягач и будет использовать как фуру.
По утверждению владельца, это не заводская конверсия, а самодельно-гаражная. Никаких специальных документов на такую переделку не нужно, и в Польше за такое не штрафуют.
Плюсы такого тягача на базе Жука в расходе топлива, который меньше, чем у полноценных фургонов. А длина полуприцепа в 4,5 метра позволяет легко перевозить строительные и отделочные материалы, включая длинномеры.
Нагрузка на ось полуприцепа не должна превышать 1000 кг, а на ось "тягача" - 600 кг. Итого общая грузоподъёмность в 1500 кг вполне устраивает владельца.
Этот польский Жук в виде тягача с полуприцепом существует в единственном экземпляре, и никакого массового превращения легковуше в фуры в Польше конечно же не наблюдается.