Если мы двигаемся с запада на восток, от церкви Мадлен в сторону Бастилии, то нумерация домов идет в обратном порядке. Северная сторона бульвара, с четными номерами, формально в IX округе, а южная - во II-м. До девятого мы еще не скоро дойдем, и пока не хочется раскрывать все сюрпризы этого важного и модного в свое время района, но глупо же писать только об одной стороне бульвара.
Итак, бульвар Капуцинок, именно так, в женском роде, а не как в нашем старом фильме "Человек с бульвара Капуцинов", хотя правда в том, что первый киносеанс состоялся именно здесь, на этом бульваре. Название свое, как и соседняя улица, бульвар получил от разрушенного монастыря капуцинок, который еще раньше пострадал от создания Вандомской площади, а после революции был разрушен полностью.
Нечетная сторона II-го округа
№1 кафе "Наполитан", "Неаполитанское кафе", естественно, мороженое подавали, но многого об этом кафе найти не удалось, к сожалению. Сюда своих героев отправлял Мопассан в "Милом друге" и Хемингуэй в "Фиесте". Но оно точно входило во внушительный список бульварных кафе XIX века многие из которых, как увидим в следующий раз, были открыты итальянцами.
№ 25 и 27 связаны с семьей Коньяк-Же. По первому адресу с 1929 по 1988 находился открытый ими музей искусства 18 века, которое супруги собирали. Сегодня музей работает в Марэ. А второй - бывший Samaritaine de luxe, филиал Самаритен, что у Нового моста, предлагавший, как понимаете, предметы роскоши. Построенное в стиле модерн в 1917 г. здание, чьи фасады и крыши, внутренняя лестница с перилами и лифт внесены в список исторических памятников, сегодня занимает опять же отель. Отелей в этом районе предостаточно.
В доме № 35 располагалось ателье Гаспара-Феликса Турнашона, фотографа, писателя и воздухоплавателя, более известного под именем Надар. Именно здесь 15 апреля 1874 г. состоялась выставка "Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, граверов и пр." Надар предложил им бесплатно свое помещение на втором этаже с коричневыми стенам и большими окнами.
Было представлено 165 работ и выпущен каталог выставки. Публика приходила посмеяться, критика была беспощадна, разгромная статья вышла под названием "Выставка импрессионистов". Среди участников: Моне, Ренуар, Сислей, Дега, Моризо, Сезанн, Писсаро.
Вот сейчас будет вполне бульварная драма. В доме № 39 во второй половине XIX века располагался ресторан Bouillon Duval. Таких "бульонов" по городу было много, сеть открыл Александр Дюваль, чей отец держал закусочную на центральном рынке, а сын сильно продвинул дело и недорогие "бульоны" стали популярными у многочисленных рабочих со всех стройплощадок османовского Парижа. Александр стал очень богат, но его настигла, видимо, судьба в лице Коры Перл, красавицы-англичанки, известной куртизанки, которая обобрала его до нитки и бросила. В 1873 г он стрелялся из-за нее, но выжил. А Кора оставила мемуары, обязательно их прочитаю, когда руки дойдут.
Еще из происшествий: в 1914 году на бульваре стреляли в барона Анри Ротшильда, выходившего из Оперы. Пьер Прюдон, которого поймали сразу же, заявил, что он, молочник и сыродел, разорился из-за благотворительной программы барона под названием "Хорошее молоко". Барон выжил, рана оказалась неопасной.
А в 1977 произошел вообще вопиющий случай: в это время на бульваре располагалось представительство "Аэрофлота" и там молодой человек по имени Ален Эскофье совершил акт самосожжения в знак протеста против нарушения прав человека в СССР. У него осталась 6-летняя дочь.
Угловой дом № 43 с 1816 по 1853 год занимало министерство иностранных дел, до этого был отель, (в смысле особняк, городской дворец, в Париже же отели это не только гостиницы), принадлежавший разным хозяевам. Вот как Бальзак иронично описывает это место:
Пока здание министерства иностранных дел не приспособят под торговые помещения, вся эта часть бульвара обречена на гибель. Здесь люди только проходят, но не гуляют. Нет никакого оживления, хотя прохожие в общем хорошо одеты, элегантны и богаты. Место самое опасное для пешеходов: в главную артерию вливается пять улиц. Место самое скользкое: недаром здесь расположено министерство иностранных дел.
Четная сторона iX-го округа
В доме № 2 располагался столетие назад отеля Монморанси, у этой семьи было большое количество недвижимости в городе. Он уступил место Театру "Водевиль" в 1869 г., театр некоторое время переезжал, пока здесь не остановился. За время переездов была поставлена и прошла с большим успехом "Дама с камелиями". Говорят, Верди присутствовал на одном из спектаклей. В 1927 г. здесь открылся кинотеатр "Парамаунт-Опера", потом кинотеатр "Гомон-Опера", сейчас здание на реконструкции и все равно откроется кинотеатр уже Pathé. Вот эта ротонда, которую видно на всех изображениях, говорят, сохранилась с XVIII века.
Главный композитор 2-ой Империи Жак Оффенбах жил здесь в доме № 8 и умер там же в 1880 году. 18 мая 1879 г. в своей квартире он устроил концерт, на котором исполнялись фрагменты его последнего во всех смыслах произведения, оперы "Сказки Гофмана".
Сегодняшний отель "InterContinental Paris le Grand" (№ 12) был торжественно открыт 5 мая 1862 г. императрицей Евгенией. Тогда "Гранд-Отель" насчитывал 800 номеров, 65 салонов на двух уровнях (первый этаж и бельэтаж), включая салон для чтения и бесед, парадный зал, бильярдную и дамский салон, внушительный внутренний двор ("cour d'honneur"), где стояли экипажи гостей, лифты уже существовали на момент открытия. В 30 номерах была собственная ванная комната. Освещение, которое первоначально было газовым, в 1890 году было заменено на электрическое. Гостям предоставлялись многочисленные услуги: баня, пункт обмена валюты, прачечная, почтовое отделение и магазин, где продаются вина из погребов Grand Hôtel. Отель встречал императора и императрицу Бразилии (1877), лорда-мэра Лондона (1906), в 1896 г. прошел торжественный прием в честь Сары Бернар.
В этом же отеле открылось супер известное "Кафе де ля Пэ" ("Cafe de la Paix"). Там обязательно нужно хоть кофе выпить, если не брать гран-плато с кучей морских гадов. С момента открытия кафе стало популярным у политиков, писателей, актеров и их поклонников. Популярно и до сих пор. Видела в сети фото Траволты в этом кафе. В общем, место из разряда must see. На картине Коровина в кафе маркизы еще полосатые, сегодня они зеленые, но их все равно узнаешь издалека, гуляя по бульвару.
Сюда регулярно приезжали Пруст, Мопассан, Золя, Оскар Уайльд, Жид, Чайковский, Дягилев. Хемингуэй в рассказе "Мой старик" чудесно иллюстрирует атмосферу на бульваре, сидя в этом самом кафе:
"Публика идет мимо целым потоком, и к вам подходят разные люди и предлагают купить то одно, то другое, и я очень любил сидеть там с моим стариком. Вот тогда мы больше всего веселились. Там были продавцы игрушечных кроликов, которые прыгают, когда нажмешь баллон, они подходили к нам, и отец шутил с ними. <...> Там были мальчишки, которые продавали брачные газеты, и девушки, которые продавали резиновые яйца – если пожмешь их, то выскочит петушок, – и был еще один старикашка, похожий на червяка, который ходил и показывал открытки с видами Парижа, и, конечно, никто их не покупал, а он подходил еще раз и показывал, что у него внизу пачки, и там сплошь неприличные открытки, и многие рылись в них и покупали."
В 1868 г. в этом самом правильном месте города на тот момент в Гранд-отеле на углу с ул. Скриб открывает магазин парфюмерная марка "Виоле", одна из крупнейших во времена Второй империи. История дома началась в 1827 г. с производства туалетного мыла. Благодаря умелому руководству, дом Виоле завоевывал призы на Всемирных выставках, получил патент императорского дома и претендовал на звание "величайшего". В салоне на бульваре Капуцинок было два зала: Будуар цветов, где были представлены духи и еще некая "волшебная комната", где дамы могли в тот же миг использовать на себе все чудеса косметики Виоле- кремы, помады, румяна и т.д. Дом Виоле закрылся в 1953 г., но несколько дет назад трое выпускников французской школы парфюмеров возродили его.
По адресу дом № 14 сегодня еще один большой отель "Scribe", на этом месте в Индийском салоне "Гранд-кафе" и прошел первый платный публичный показ кинематографа 28 декабря 1895 г. Все же уже знают, что прибытие поезда там не показывали? Сеанс состоял из 10 короткометражек, первая из которых называлась "Покидая фабрику в Лионе". От кафе и салона не осталось ничего , кроме совсем незаметной таблички на фасаде отеля.
№ 28 - легендарный концертный зал "Олимпия", который видел всех французских звезд и огромное множество иностранных, включая, между прочим, и Пугачеву. Зал там небольшой, всего 2 тыс. мест, не стадион, но выступать там - значит войти в историю. The Rolling Stones и Мадонна тому доказательство. Королева парижских мюзик-холлов, обладательница самых красивых ног Мистингетт выступала в Олимпии и жила неподалеку, в д. 24. В 1889 на этом месте был открыт аттракцион «американские горки», но из-за опасности пожара деревянную конструкцию разобрали и построили концертный зал. С тех пор назначение этого места, как зала для представлений, не менялось, хотя тут был и цирк и кинотеатр.
Дальше будем изучать Итальянский бульвар, там самое веселье.
Подписывайтесь на мой канал о Париже на яндекс-дзен и на Телеграм, там дополнительные истории.
Избранная библиография:
Кракауэр З. Жак Оффенбах и Париж его времени. "Аграф", 2000.
Носик Б. Прогулки по Парижу. «Радуга», 2003
Ревалд Дж. История импрессионизма. «Республика», 1994
Семенова О. Повседневная жизнь современного Парижа.
Activités hôtelières (Grand Hôtel, Café de la Paix, Le Meurice) (1854-2006) ARCHIVES DE PARIS