Найти в Дзене

Что такое пропаганда и почему каждый из нас — немного зомби

Оглавление

Пропагандой обычно называют умышленную и управляемую работу по распространению информации, которую определенные силы ведут в целях формирования или коррекции общественного мнения.

Пропаганда — классическая манипуляция массовым сознанием, а Эдвард Хантер (много лет занимавшийся этим делом в ЦРУ) даже ввёл в обиход слово brainwashing — промывка мозгов.

Несмотря на то, что появление пропаганды традиционно связывают с периодом холодной войны между СССР и США, технологии эти известны с зари времен.

Вопреки расхожему мнению, само слово «пропаганда» — не русское, а латинское. Оно означает «то, что подлежит распространению».

История человечества — это история пропаганды, пиара и позиционирования. Именно инструменты пропаганды свергали и возводили на престол царей, запускали и прекращали войны, делали популярными религии.

Важнейшей вехой в истории пропаганды стало появление средств массовой информации — манипуляции влиятельных людей умами масс вышли в этот момент на новый уровень. Собственно, именно способности к пропаганде и делали некоторых людей влиятельными в обществе.
Как и любая манипуляция, пропаганда всегда проводится скрытно от того, чьи мозги промываются. Более просвещенные граждане легче распознают пропаганду, чем большинство населения. Довольно медленно, но всё же учатся не вестись на манипуляции и широкие слои населения, поэтому методы пропаганды постоянно совершенствуются.

Методы внушения

Ещё один великий манипулятор и пропагандист Йозеф Геббельс считал, что секрет пропаганды заключается в том, чтобы жертва манипуляции «пропиталась пропагандой» и не заметила этого. Таким методом доктор Геббельс успешно манипулировал целым народом.

Основным методом внушения и способом распространения пропагандистской информации, разумеется, являются средства массовой информации — прежде всего, телевидение и радио. Сейчас большое влияние на умы оказывает и интернет.

Чем больше государство, тем сложнее манипулировать его населением. Работу пропагандистов затрудняют также проникновение в жизнь общества независимых средств массовой информации, а также оппозиционеры — люди, системно противостоящие официальной риторике. Поэтому в крупных государствах часто подавляется любая оппозиционная деятельность, преследуются инакомыслящие, нарушается свобода слова.

Как работает пропаганда

По большому счету, вся работа по пропаганде состоит из трех основных этапов:

  1. Для начала, нужно подготовить население к загрузке «правильных» ценностей и нужной информации. Для этого нужно, чтобы у людей отключились рациональное восприятие и способность к критическому мышлению. Инстинкты не дают людям легко принимать новую парадигму — эти инстинкты и должна купировать пропаганда на первом этапе. Отключить логику. Работать с чувствами.
  2. Теперь людей нужно хорошенечко напугать. Ведь страх — одно из самых ярких человеческих чувств. Лучше даже не просто страх, а настоящий ужас. Отлично подходят война, голод, эпидемии, бедность, а также потеря самоидентификации (например, национальной или культурной). Пропаганда всегда давит на эмоции, всегда обращается к чувствам и самым низменным инстинктам, которые еще называют рептильными. Чем лучше люди напуганы, тем более необдуманными будут их решения, тем легче они примут пропаганду. Идеальное состояние для загрузки данных — массовый аффект.
  3. Последняя фаза — решение созданной пропагандистами проблемы. Напуганные люди с отключенным критическим мышлением легко примут качественно собранную профессиональными манипуляторами пилюлю.

Не правдиво, а правдоподобно

Как правило, людей не заливают откровенным враньем. Часть информации утаивается, часть подсвечивается с выгодных сторон, что-то немного преувеличивается или обесценивается. Впрочем, иногда пропагандисты загружают в массовое сознание и откровенную ложь. Это не просто возможно, но и практикуется во всём мире.

Уже упомянутый Геббельс вывел любопытный парадокс. Он писал, что чем «неправдивее» выглядит пропаганда, тем более правдоподобной она кажется населению. Министр пропаганды (да, Геббельс занимал именно этот пост) говорил, что для того, чтобы люди безоговорочно поверили лжи, она должна быть чудовищной. Эту же концепцию продвигал в своей запрещенной книжке Адольф Гитлер.

Зомбирование — инструмент пропаганды

Вы, конечно, слышали о том, что телевидение зомбирует зрителей. Телевизоры даже нередко называют «зомбоящиками». Всё так и есть, даже слово специальное придумано — индоктринация, то есть «введение в доктрину».

Суть в том, что многократное повторение одно и той же информации постепенно приводит к её закреплению в восприятии населения.

По этому же принципу работает и реклама — никто не верит рекламным роликам, но все знают, что «Сникерс» хорошо утоляет голод, и когда нам нужно что-то быстро съесть, мы не обращаемся к критическому мышлению. Так же работают популярные песни, налипающие на зубах. Не хотел расстраивать, но мы с вами — зомби.

Зомбирование всегда направлено на определенную социальную группу. Это часть механизма действия этого способа пропаганды. Люди быстрее примут новую доктрину, если будут понимать, что станут изгоями, если этого не случится.

Запомнил — значит принял

Это очень странно звучит, и я даже сам не сразу это осознал, но если мы что-то запомнили — скорее всего, мы это и приняли. По крайней мере, точно считаем более убедительным. Этот эффект связан с тем, что человеку гораздо легче поверить в то, что он точно знает. Да! Пропагандистские материалы можно тупо вбить в головы людей — например, если ездить по городу и повторять одно и то же в громкоговорители.

Пропаганда — родная сестра маркетинга и часто на него опирается. Поэтому маркетологам обязательно стоит изучать пропагандистские технологии и кейсы, внимательно отслеживать основные темы, захватывающие информационную повестку. Овладев техниками пропаганды, научившись обращать их к грамотно определенным аудиториям, вы сможете продавать что угодно — даже снег эскимосам.

Автор: Михаил Виноградов
основатель маркетингового агентства WORC
один из авторов Концепции-2020