Найти тему

Социология табуированных рынков и проблема маркетизация смерти и рынка ритуальных услуг

Социально значимыми проблемами на сегодня занимаются не только политики и общественными деятелями, но и журналистами. И зачастую это куда лучший способ донести до аудитории информацию о проблемах, которые могут волновать общество. Одной из серьезных проблем общества, является коммерциализация такого табуированного рынка, как рынка ритуальных услуг. Смерть неотъемлемая часть нашей жизни. И как одна из таких пусть неприятных, но неизбежных деталей бытия человека, у этого явления есть социально-экономическая сторона. Ритуальные услугу – это такая форма услуг, потребность в которой неизбежна, а сама их форма задана культурно-исторической традицией[1]. Похоронные ритуалы существуют с выделения человека из мира животных, но при этом характер рыночных услуг данная область жизни получила совершенно недавно.

Смерть в традиционном обществе есть событие публичное, а ритуал погребения – обязанность общества либо глобально, либо та его часть, к которой принадлежал усопший. Но со временем обсуждение смерти становится табуированным явлением, от общественной жизни она отходит, а соответственно и обслуживание ритуальной деятельности отдается на откуп социальным институтам (морги, больницы, похоронные дома и т.д). Само по себе исполнение ритуала стало достоянием специалистам похоронного дела. Из-за этого образуется особый рынок, который автоматически становится табуированным, и ставит своей целью проведение достойного обряда похорон. С точки зрения культуры товар необходимо не только продать, но и промаркировать координатами культуры, в которой он создан[2].

Так же, стоит сказать, что на примере рынка ритуальных услуг хорошо видно, как ранее сакральная область человеческой жизни проходит этапы коммерциализации, а так же, как достигается компромисс между сакральным и профанными областями деятельности человека. Именно поэтому важно отметить, что данная работа стоит на стыке таких отраслей, как социология смерти, экономическая социология и т.п.

Важной частью десакрализации обряда похорон становится выход данного бизнеса в рекламную среду. Опять же здесь удобнее всего обращаться к опыту западных стран, которые активно включались в гонку за клиентом и представляли ему разнообразные услуги. Так, из рынка о котором не принято говорить, ритуальный бизнес превратился в своего рода бизнес, в котором получить клиента любым способом вполне достойная задача. Например, в США существует абсолютное право работников сферы ритуальных услуг предлагать людям разнообразные товары и услуги вплоть до бальзамирования. Так же отметим, что в США совершенно не стесняются открыто говорить об этой стороне жизни и деятельности человека, как о бизнесе. Например, в фильм 2007 года «Смерть на похоронах» показывает нам типичные «дорогие» похороны в современном обществе, со всеми атрибутами богатой жизни. Т.е. данная тематика представлена в роли легкой комедии, где фоном и причиной встрече выступают похороны родственника.

Получается, что в развитых капиталистических обществах люди уже подведены к мысли о том, что смерть — это всего лишь определенный продукт, который подлежит высмеиванию через фильмы и сериалы, коммерциализации через продажу услуг похоронных агентств и бюрократизм, который представлен разнообразными

государственными структурами, которые вмешиваются в ритуальную сторону похоронного обряда.

Так называемая «приличная» смерть становится одной из центральных идей в общественном сознании цивилизованного гражданина. Почему происходит именно так? С развитием городов и городского образа жизни, где человек все сильнее отдаляется от природы и соответственно от естественно среды обитания, создавая вокруг себя свою собственную природу – культуру. Ему все сильнее хочется контролировать окружающую действительность. А так как в большинстве обществ современности господствующий принцип социально-экономического устройства – это капиталистический, то и в этой области начинают господствовать капиталистический подход к ремеслу ритуальных услуг. Отметим так же, что объектами взаимодействия в данной среде являются живые люди, а не мертвые и поэтому бизнес направлен на восприятие смерти живыми людьми. Забота о приличной стороне похоронной обрядности беспокоит людей таким же образом, как их беспокоит их ежедневная социальная действительность. А раз мы говорим о покупке ритуальных услуг, то логично будет отметить, что не всегда покупатель и продавец поступают логичным образом вступая во взаимодействие.

Так, например, мы можем наблюдать невероятные мемориальные скульптуры, связанные с тематикой девяностых годов в XXвека и начала XXIвека. В РФ данный период связан со вспышкой бандитизма на фоне переходного периода в экономике от социалистической к капиталистической. Таким образом, кладбищенское строительство и мемориальные памятники в данном случае отражают воззрения той группы людей, которая по тем или иным причинам получила доступ к социальным благам и вступила за активную борьбу за них.

При этом важно сказать, что показная религиозность в преступной среде никак не связана с пониманием сути религии или обрядовой стороны. Скорее всего, данная практика связана с глубоким эмоциональным подавлением и неврозом с которыми сталкиваются люди свершившие преступления, особенно такие тяжелые как убийства и т.п., ведь любая религия осуждает подобную деятельность. Таким образом, формальная и показная религиозность здесь выступает способом разрешить противоречие между запрещенными социальными действиями, которые осуждает и общество, и религия, с одной стороны и с другой стороны с попыткой решить эту проблемы формальными действиями, которые требуют значительных материальных вложений, которые как раз и были получены преступным путем. Таким образом мы видим определенную тенденцию в похоронной индустрии и с социальной точки зрения, и с психологической, и с экономической. Именно поэтому требуется дальнейшее более детальное изучение данного феномена.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что табуированные рынки так же будут меняться с постепенным развитием технологий, персонализацией и т.п. В эпоху глобальных вызовов и угроз, таких как пандемия рынок табуированных ритуальных услуг в конечном итоге должен стать более доступным для понимания, а область табуирования смерти, с ее увеличением и практически повседневным приростом станет частью медиапространства обывателя XXI.

-2
-3