Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы продолжили разбираться с 1-ой главой Евангелия от Иоанна и дошли до крещения Иисуса.
Следующий текст первой главы посвящен сбору апостолов. Вначале за Спасителем последовали двое из учеников Крестителя, одним из которых был Андрей, называемый также “первозванным”, хотя в предыдущих Евангелиях не было ни слова о такой особой роли этого апостола.
Он привел к Иисусу своего брата Петра, сказав:
“мы нашли Мессию, что значит: «Христос»” [Иоанн 1:41].
Когда же они пришли к Иисусу, тот сказал:
“ты — Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что значит: «камень» (Пётр)” [Иоанн 1:42].
На следующий день Христос сам нашел в Галилее Филиппа и позвал его с собой.
Тот приглашает Нафанаила, говоря:
“мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета” [Иоанн 1:45].
Думаю, здесь не нужно объяснять, что речь идет о Ветхозаветных текстах?
Нафанаил сомневается:
“из Назарета может ли быть что доброе?” [Иоанн 1:46].
Здесь, он демонстрирует знание пророчеств, т.к. в книге пророка Михея сказано:
“И ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных” [Мих. 5:2].
Но Филипп предлагает ему пойти и самому посмотреть.
При приближении Нафанаила Спаситель сказал:
“вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства” [Иоанн 1:47].
На что тот очень удивился и спросил Иисуса, откуда он его знает. Христос ответил:
“прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя” [Иоанн 1:48].
И тут Нафанаил осознал с кем разговаривает:
“Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев” [Иоанн 1:49].
Если вас озадачила такая реакция, то спешу заверить, вы не одиноки. Она удивила и автора текста и самого Спасителя, который сказал:
“Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницею»; увидишь больше сего” [Иоанн 1:50].
А завершается его речь и первая глава Евангелия от Иоанна словами:
“истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому” [Иоанн 1:51].
Предыдущие Евангелия не радовали читателей подобными описаниями про восходящий и нисходящих Ангелов, посмотрим, что ждет нас в этом, но продолжим уже в следующей публикации.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь