Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы перешли к 1-ой главе Евангелия от Иоанна и до очередного подтверждения ценности Ветхозаветных текстов.
Дальше автор четвертого Евангелия возвращается к Иоанну Крестителю, который крестил людей в местности Вифаваре на берегу реки Иордан, и рассказывает, что
“прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?” [Иоанн 1:19].
Тот отвечает, что он не Христос, не Илия и не пророк:
“И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет” [Иоанн 1:21].
Хотя, в предыдущих Евангелиях сам Спаситель говорил, что Иоанн - пророк:
“Ибо говорю вам: из рождённых жёнами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя” [Лука 7:28],
а также то, что он и есть Илия:
“И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти” [Матф. 11:14].
Возможно, здесь Креститель поскромничал…
На повторный вопрос:
“кто же ты?” [Иоанн 1:22],
Иоанн Креститель обращается к ветхозаветной книге пророка Исайи:
“Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: «исправьте путь Господу», как сказал пророк Исаия” [Иоанн 1:23].
Точнее цитата звучит так:
“Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему”. Книга пророка Исайи глава 40, стих 3.
Креститель объясняет что он крестит водой, но есть другой более важный, который придет за ним:
“Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его” [Иоанн 1:26-27].
На следующий день к Крестителю пришел Иисус, про которого он сказал:
“вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира” [Иоанн 1:29],
добавляя, что это именно тот, о ком он сам предсказывал:
“Сей есть, о Котором я сказал: «за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня»” [Иоанн 1:30].
Креститель засвидетельствовал:
“я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём” [Иоанн 1:32].
А дальше рассказывает, что тот кто послал его крестить водой, предупредил:
“на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым” [Иоанн 1:33].
И добавляет, что тот и
“есть Сын Божий” [Иоанн 1:34].
На этом глава снова не заканчивается, финал ее в следующей публикации.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь