В декабрьском номере журнала самая большая статья посвящена памятникам спортсменам в Москве. А.В.Шухова, «Спортивные памятники Москвы».
Спорт – не моя стихия, и поэтому я никогда не обращала внимания на памятники спортсменам, и даже не знала, есть они в Москве или нет. Оказывается, есть, и очень даже много. Честно сказать, я не отношу спортсменов к людям, которым надо ставить памятники. За что? За то, что они получили от природы и мамы с папой хорошие физические данные, продолжали развивать своё собственное тело, добиваясь результатов, от которых людям никакого положительного результата. Получать огромные зарплаты за то, что быстрее всех бегаешь и сильнее всех бьёшь по мячу?
И за это при жизни тебе памятник (на деньги налогоплательщиков)? Не думаю, что это правильно.
Но, тем не менее, такие памятники в Москве есть, в том числе и ныне здравствующим людям.
Очередной годовщине битвы под Москвой посвящены ещё две публикации номера.
О трагической судьбе московских ополченцев в годы войны рассказывает статья Д.Е.Комарова «Непоколебимая стойкость и уверенность в победе».
Когда враг подошёл вплотную к столице, на защиту её стали те, кто по каким-либо причинам – возрасту, состоянию здоровья – не были призваны в регулярную армию. Осталось немало свидетельств о том, что были ополченцы плохо одеты, плохо вооружены, плохо обучены, и учитывая всё это, практически обречены.
В научной литературе до сих пор не утихают споры о том, являлось ли решение о создании дивизий народного ополчения верным, была ли их боеспособность – по физическим качествам личного состава, уровню подготовки, вооружению, дисциплине – достаточной для решения стоящих перед армией задач.
Но история не знает сослагательного наклонения.
Больше всего в этом номере журнала мне понравилась статья И.Т.Иванова «Наш штаб получил задание…» - о работе московского Треста по передвижке и разборке зданий в начале Великой Отечественной войны.
Статья проиллюстрирована очень интересными фотографиями, на которых виден процесс передвижки целых огромных зданий, в частности, здания Моссовета в 1939 году, когда встала необходимость расширения улицы Горького! Как это было возможно сделать – я всё равно не понимаю! Ведь надо было не просто дом передвинуть, что само по себе, на мой взгляд, непостижимо, но ещё и расширить то место, куда этот дом вставить!
А во время войны Трест занимался разбором и восстановлением разрушенных при бомбёжках зданий.
На одной из уникальных фотографий мы видим дом на Моховой, 10. Перед войной это был один дом. После того, как в самую его середину попала фашистская бомба, от дома осталось две части, которые после восстановления стали двумя самостоятельными домами, а номер сохранился один.
Вот такие прочные дома умели строить в старые времена - центр дома уничтожен, а края выстояли! И до сих пор приводят в недоумение приезжих таксистов и владельцев навигаторов.
Упомянут в статье и район, в котором я живу – Коптево, поскольку именно на этом, Ленинградском направлении фашисты ближе всего подошли к Москве.
Ну и напоследок – замечательная статья А.В.Шульгина о художнике-анималисте Дмитрии Владимировиче Горлове «Подлинность зверя».
Д.В.Горлов – график, скульптор, мастер декоративно-прикладной пластики, один из основоположников отечественной анималистики. Какие замечательные портреты животных вышли из-под его пера!
А панно «Месть» - какой накал страстей, горя матери, потерявшей своего детёныша!
Горлов создал и барельефы для памятника И.А.Крылову, который находится в Твери. Я видела этот памятник – весь его постамент представляет собой сценки из басен Крылова. Все узнаваемые персонажи-Ворона и Лисица, Квартет, Свинья под дубом, и множество других героев.