Найти тему
Александр Долгих

Что представляла собой "Дорога жизни", по которой в блокадный Ленинград и из него доставлялись разные грузы

“Дорога жизни”, проходившая в годы Великой Отечественной войны по льду Ладожского озера - это не просто громкое пафосное название, данное ленинградцами этому пути. Эта дорога и правда была самой настоящей ниточкой, которая давала городу силы жить и бороться, несмотря ни на что. Она начала свое функционирование уже в те трагические дни, когда суточной нормой было получение 500 грамм хлеба бойцами на передовой, 250 грамм рабочими и 125 грамм всеми остальными. Люди тысячами умирали от голода, потому что эти нормы были катастрофически малы — но даже при таком раскладе продовольствия в Ленинграде не хватало.

"Дорога жизни" блокадного Ленинграда
"Дорога жизни" блокадного Ленинграда

На “большой земле” прекрасно понимали, что городу необходима срочная помощь. Задача стояла монументальная - необходимо было создать не просто дорогу, а целую инфраструктуру, которая весь зимний период должна была решать широкий спектр разных задач. Даже в мирные годы такая проблема решалась долго, минимум несколько лет, но у блокадного Ленинграда столько времени не было.

“Дорога жизни” - это проект, потребовавший колоссальных усилий, эта победа в первую очередь физической науки над хорошо отлаженной немецкой тактикой, которая предполагала использование голода как главного средства против ленинградцев.

-2

Проектирование “Дороги жизни” учитывало многовековой опыт, ведь ледовые трассы использовались и раньше. Они были подчас гораздо удобнее, чем наши знаменитые русские дороги, потому что отличались относительным комфортом и надежностью (без ям, ухабов и т.д). Однако все прежние ледовые дороги использовались довольно короткий срок, не имели такого огромного транспортного потока, и не подвергались нападениям со стороны противника. В случае же с “Дорогой жизни” все было намного сложнее, чем в былые времена, а потому для реализации проекта потребовалось применение особых правил, технологий, знаний и много другого.

Например, правила дорожного движения по “Дороге жизни” разрабатывались вовсе не там, где обычно, а в ленинградском Физико-техническом институте виднейшими его учеными. В институте физики определили и рассчитали то, как изменяется и деформируется лёд под колесами машин и повозками, как влияет на все это ветер и течение, как и отчего зависит колебание льда и каким образом оно влияет на его крепость.

-3

Были проведены колоссальные по масштабам научные работы, параллельно изобретены новые приборы, которые и использовались при испытаниях дороги. Не все прошло гладко — в первые же недели запуска “Дороги жизни” провалились под лед порядка сотни автомобилей, но именно благодаря этому удалось внести в расчеты необходимые коррективы, в частности, точно определить скорости движения и дистанцию между грузовиками. В первый зимний сезон дорога функционировала до 24 апреля 42-го года — последние грузовые автомобили прошли в Ленинград уже тогда, когда лед имел толщину всего в 10 сантиметров.

-4

При организации движения по “Дороге жизни” большую роль играла работа метеорологов. Они составляли подробные прогнозы погоды, а также делали обзоры ледовой обстановки — именно от этих данных и отталкивались при загрузках машин (в плане того, груз какого веса можно загрузить в авто) и количестве выпускаемого на трассу транспорта.

Но далеко не только ледовая обстановка и погода представляли опасность для движения, ведь позиции немцев находились на расстоянии всего 12-15 километров от трассы. Именно поэтому “Дорогу жизни” часто обстреливали и бомбили, что неизменно собирало свою кровавую жатву.

-5

Кроме того, полыньи от снарядов и бомб практически мгновенно затягивались тонким льдом и покрывались снегом - различить такую опасность при движении было практически нереально, что часто приводило к провалам автомобилей под воду. Потери в людях и технике при движении по “Дороге жизни” были очень большими, и особенно это касается первого зимнего сезона (41-42-й год), когда трассу еще только осваивали и нарабатывали опыт езды по ней.

В массовом сознании укоренилось то, что по “Дороге жизни” передвигались исключительно грузовики-полуторки, но, как уже было упомянуто выше, в город и из него шли также конные подводы и даже автобусы, которые эвакуировали людей. В Ленинград обычно везли продовольствие и медикаменты, а из него вывозили раненых и мирных граждан, а также продукцию военного назначения, которую даже в дни блокады выпускали ленинградские заводы. Бывало, что переправляли на “большую землю” даже что-то очень серьезное, вроде танков КВ, которые на 41-й год выпускались исключительно в Ленинграде. Разумеется, делалось это в разобранном виде, ибо тяжелый танк целиком по льду было не перевезти.

-6

Полноценно отработала “Дорога жизни” два зимних сезона. Считается, что она перестала работать в марте 43-го года, однако это не совсем верно, ибо даже в зимний сезон 43-44-х годов она использовалась для доставки грузов в город, хоть уже и в сильно меньших объемах.

Если есть, что добавить, пишите в комментариях, подписывайтесь и делайте репост. Мой канал в Телеграме и ещё несколько интересных статей про Великую Отечественную: