Что ощущает человек при созерцании картины, признанной всем миром великой?
Это не праздный вопрос, поскольку здесь не получится спешить и нечего "скроллить". У Романа Ингардена, польского эстетика, есть занятное наблюдение о созерцании красного бильярдного шара. При первом взгляде, шар на зеленом сукне видится более единообразно, чем при концентрации внимания на его цвете. С повышением "градуса" внимания красный принимает разные оттенки, более или менее яркие. После того как наблюдатель закрывает глаза, в его сознании сохраняется представление о шаре. Если продолжить непосредственное наблюдение своего впечатления открыв глаза, то выяснится, что восприятие цвета стало еще более полным.
Для справки - Роман Ингарден (1893- 1970) , польский философ, изучавший философию и математику в университетах Львова и Гёттингена. Его научным руководителем был Э.Гуссерль, под руководством которого Ингарден писал и защищал свою доктиорскую диссертацию.
Но оставим шары и вспомним о живописи. Если после такой медитативной практики, связанной с однотонным красным шаром, восприятие обостряется, то очевидно, что в любое произведение искусства стоит вглядываться, если есть желание их действительно-увидеть.
"Сикстинская мадонна" Рафаэля-одна из самых известных картин в мировой живописи. Конечно, есть в ней огромный исторический и символический пласт. К истории можно отнести ее первоначальную адресацию. Картина предназначалась для церкви монастыря Сан-Систо в Пьяченце. Год создания-1513-1514, возможно, в честь победы над французами, которые вторглись в Ломбардию. Французов изгнали, Пьяченца вошла в состав Папской области. На картине изображены двое святых- Сикст и Варвара, останки которых находятся и почитаются в монастырской церкви.
То есть, картина предназначалась для алтарной области. Возникает вопрос, не теряется ли что-то важное при ее восприятии вне церкви, в музее?
Кстати о перемещении в музейное пространство. В 1754 году Август III, король польский приобрёл картину за 120 тысяч франков у обедневших монахов, после чего картина была перевезена в Дрезден. Жители города ещё долго спорили, место ли этому божественному творению в стенах галерее, или всё же, лучше было оставить ее в церкви.
Святая Варвара, так поэтично преклонившая колено и взирающая на ангелочков - мученица за веру Христову, причём предал на истязания её отец, Диоскур. Он был представителем аристократических кругов в Илиополе Финикийском, городе в Малой Азии. Варвара была чрезвычайно хороша собой, поэтому отец заточил её в башню, подальше от посторонних глаз. Находясь в уединении, она начала размышлять и пришла к выводу, что есть Единый Создатель у всего мира. Когда отец ей разрешил выходить из башни, она приняла крещение. Язычник Диоскур в гневе предал её пыткам и казни.
Великомученица Варвара считается защитницей от насильственной смерти. В связи с этим два ангелочка, которые находятся на переднем плане и также о чем-то думают - иногда трактуются как гении (даймоны) смерти.
В.Г.Вакенродер создал роман под названием "Сердечные излияния отшельника - любителя искусств", в романтическом духе. Там, от лица друга Рафаэля, архитектора Браманте отмечается особое отношение художника именно к Богоматери
«от самых ранних детских лет носил в себе какое-то особенное священное чувство к Матери Божией… После, когда дух его обратился к живописи, его высшим желанием всегда было изобразить деву Марию во всём её небесном совершенстве».
Спасибо за прочтение, подписку, лайк и лучших эстетических впечатлений Вам!