В старшем дошкольном возрасте каждый из нас в своем развитии приобрел очень много. Коснемся того, что касается взаимодействия с другими людьми. Преимущественно в этот период формируется эмпатия (в том числе способность к состраданию), моральное сознание и способность полноценно взаимодействовать в игре и работе. Ребенок уже приобрел чувства вины и стыда, которые во многих ситуациях являются важными регуляторами наших действий.
В этот же период происходит полоролевая идентификация, у детей уже укладывается в голове некоторое представление о том, что такое быть мальчиком или девочкой. Еще недавно, например, мальчик мог думать, что, если начать носить заколочки в волосах, то можно стать девочкой. При этом дети увлекаются родителем противоположного пола (все видели мальчика, виснущего на маме, и девочку, которая «хвостиком» ходит за папой). Скоро они обратят внимание на ровесников. Многие люди могут вспомнить свою «первую любовь» в детском саду. («У нас в садике есть Юрик: он такой красивенький, кудрявенький!»)
В целом у ребенка в этот период закладываются первые основы ответственности, потому что он начинает понимать, что человек сталкивается с последствиями своих поступков. У ребенка формируется представление о взаимодействии, дети играют в ролевые игры, устанавливают правила. Старших дошкольников можно часто увидеть спорящими, когда они выясняют, какие в игре правила, кто их нарушил или не нарушил. В целом это – показатель их нормального социального развития.
То есть, можно сказать, что конец дошкольного возраста – это начало нормальной социальности. Теперь ребенок может активно взаимодействовать, психологически не сливаясь с другим человеком и не нуждаясь в постоянном протестном поведении, чтобы оставаться самим собой. Отныне протестное поведение остается для исключительных, эмоционально значимых для ребенка случаев. Он научился договариваться, по ситуации соглашаться или возражать, конструктивно взаимодействовать. Это – основа. Далее, по мере взросления человека и роста жизненного опыта эти умения будут совершенствоваться.
Если человек в своем развитии однажды достиг этого уровня нормальной социальности, он способен находиться в группах, не сливаясь с ними. Он умеет взаимодействовать, сохраняя свое мнение, которое может совпадать или не совпадать с мнением другого. Он может соглашаться или не соглашаться, он в любом случае не одержим раскалыванием групп на два противоположных лагеря. Зрелая группа способна к общению и сотрудничеству, не требуя при этом, чтобы все были одинаковыми и одинаково думали.
Группы и групповые процессы можно описать соответственно степени их зрелости в сравнении с этапами ранней социализации ребенка. В группах людей (в том числе взрослых, конечно) могут наблюдаться симбиотические процессы, сепарационные процессы или зрелое взаимодействие. Симбиотические и сепарационные групповые явления заслуживают того, чтобы их рассмотреть. Потому что они в ответе за многие деструктивные процессы в группах: от самых маленьких до самых больших.
Автор: Литвинова Татьяна Викторовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru