Сначала я скачал эту игру на торрентах, будучи очень агрессивно настроенным и желая небрежно коснуться дна современности, чтобы подобно заплесневелому старикану поворчать на сие творение, да вернуться к собственным делам с мыслью «сейчас игры ужасны, раньше было лучше».
«Завязка» вокруг проекта действительно не обещала ничего хорошего: Pascal's Wager это игра для телефонов разработанная китайцами и без всяких улучшений портированная на ПК. По жанру она представляет собой осточертевший симбиоз боевой системы из Monster Hunter 2004 и атмосферы из Legacy of Kain (в интернетах молодёжь называет это соулс-лайками), а на странице в Steam игра выделяется «смешанными» обзорами.
Я лениво её запустил. Отвлекаясь на какие-то мелочи я посмотрел вступительный ролик, не разбираясь в управлении бросился получать по голове и… через 10 минут удалил свою пиратскую версию, чтобы купить её в Steam, написать положительный обзор, а через 50 часов сплошного веселья смело добавить её в список своих любимых игр и написать развёрнутое любовное послание разработчикам в твиттер, подписавшись на все их социальные сети.
Что же зацепило меня так быстро? Во-первых, тут есть возможность выбрать уровень сложности. Мне нравится эстетика многих клонов Hunter World от Fromsoftware, но играть мне в них просто некогда — я не готов тратить по паре часов свободного времени на одного босса. Тем более за редким исключением боссы в этих играх — безликие уродливые твари, обросшие когтями из всех щелей и абсолютно ничем не запоминающиеся.
В Pascal's Wager всё иначе. Здесь абсолютно каждый босс выделяется уникальным и интересным стилем, а история старательно мотивирует разорвать эту тварь на куски. Чего стоит эта готичная невеста, держащая в руках кровавый свёрток своего рождённого от чудовищной заразы ребёнка. А восседающий на огромной бабе Святой Отец, благодаря усилиям которого из его клана исчезли все мужчины, а женщины встали в очередь на абсолютно невменяемое по своей сущности оплодотворение, необходимое для продления давно слетевшего с катушек рода?
Сражаться с такими ребятами - это вам не безликого дракона в пятку ковырять.
Во-вторых, я не люблю игры, в которых смысл происходящего зарыт настолько глубоко, что ответы на вопросы «какого чёрта происходит и нахуя мой персонаж куда-то идёт» проще найти на форумах, нежели внутри самой игры. Если я не понимаю мотивацию героя крушить всех и вся на своём пути, то откуда такая мотивация возьмётся у меня как у игрока (привет, Hollow Knight)? В Pascal's Wager же умудрились удержать ауру таинственности, не вводя при этом игрока в полное недоумение: персонажи здесь разговаривают друг с другом, выясняют отношения, игра то и дело прерывается на отлично срежиссированные ролики, а в дневниках и лаконичных записках всегда можно найти пояснение к любому событию, которое по какой-то причине осталось непонятным.
Главным героем этого произведения остаётся бородатый «курьер» по имени Терренс, странствующий на повозке с чертовски колоритным кучером. Его карета способна пробираться через населённый монстрами туман, расстелившийся по земле во времена, когда солнце упало в море, а из небытия вышли светящиеся великаны Колосы. Они уронили свет лишь на очень ограниченные участки погибающего мира, но сейчас и эти непоколебимые титаны покидают свои посты.
Помимо Терренса по мере прохождения открываются и другие герои, одного из которых мы можем взять с собой на выходе из кареты и в любой момент начать изучать продуманную до мелочей карту уже им. Механики игры за каждого из них кардинально отличаются, и если боевая система при игре за Терренса полностью повторяет механику боя из Monster Hunter 2004 (подкатился, ударил, откатился, восстановил стамину, подкатился, ударил, откатился (эту же механику популяризировали ребята из Fromsoftware)), то механика игры за слепую монахиню Бениту вынесла мне мозг и сделала этого персонажа моим любимым.
Считаем, за каким количеством параметров нужно следить, играя за эту особу: во-первых, каждый взмах её хлыста, увенчанного религиозным символом, причиняет ей боль и безбожно отнимает здоровье. Во-вторых, нанеся определённое количество удачных ударов она восполнит шкалу жизненной энергии, которую сможет использовать для почти читерских комбо-атак. Одна из таких атак накладывает на Бениту усиливающее заклинание, позволяющее каждым удачным ударом восстанавливать здоровье обратно. Заклинание лежит на ней недолго, и стоит ему перестать действовать — как удары снова начнут причинять Бените боль. В-третьих, при «казнях» и «атаках со спины» у этой девицы пополняется шкала маны, которую можно использовать для наложения двух усиливающих заклинаний. В-четвёртых, её атаки наносят больше урона, если махать хлыстом в определённом ритме. Сколько получилось счётчиков? ХП, МП, жизненная энергия, время действия трёх необходимых бафов и ритм ударов. Умелая игра за эту даму делает её почти бессмертной. Но это не всё. Есть ещё одна механика, общая для всех.
Во время взаимодействия с суровостью окружающей действительности, персонажи теряют «здравый ум» (а-ля illbleed). У шкалы «здравого ума» три состояния — в первом мы играем в простой Pascal's Wager. Во-втором у персонажа начинает слегонца ехать кукуха, а характеристики каждого персонажа немного видоизменяются (в основном в худшую сторону), но зато с монстров начинают выпадать более любопытные вещи. Третье состояние носит название «Безумие», и вот в нём то у героев конкретно начинает течь чердак.
В состоянии «Безумия» мобы звереют, главным героям мерещатся нападающие на них фантомы, а боссы так и вовсе приобретают невообразимые силы, что сопровождается новыми фазами атак и более примечательным дропом. Казалось бы, что следить за этой шкалой утомительно и приходится постоянно закидываться зельями здравого ума (или использовать более хитрые способы), но при переходе в «аномальный» режим появляется азарт и лютое желание «ну ладно, побегаю так немного, пособираю плюшек, может не убьют». А через минуту ты уже в состоянии безумия носишься через толпу озверевших мобов, пытаясь выцепить из лютого хаоса своего фантома и любыми силами добежать до Алтаря.
И всё это действие разворачивается под великолепную музыку, сыгранную оркестром из 66 человек. Вы только послушайте:
Другая цепляющая особенность Pascal's Wager заключается в том, что её сюжет — это не просто набор приключенческих событий, а, как и подобает отличным сюжетам, он пронизан философией и рассуждением на самые разные темы. В определённый момент я был готов выписывать цитаты из этой игры. Чего стоит только фраза «Невежество — единственное зло в этом мире, но долгосрочную стабильность можно построить только на невежестве». Это изречение запрятано в описание заколдованной воды, благодаря которой управляющий городом превратил всех жителей в наркоманов, страдающих амнезией.
За что же ругают эту игру? Многие бросаются на то, что Pascal's Wager был портирован без всяких улучшений — на что я могу парировать вопросом «а зачем они нужны? Игра уже хороша». Следующая претензия касается графики, словно бы купившие Pascal's Wager так же слепы, как Бенита, и не видели скриншотов игры в Steam, каждый из которых кричит «да, я выгляжу как игра с PS3, что вы хотите, меня разрабатывала маленькая команда?». Я не ценитель 3д графики, но на модельках здесь хватает деталей для того, чтобы всегда было понятно, что я вижу на экране, а текстуры и окружение чудесно работают на великолепную атмосферу. Лично мне этого хватает с лихвой — достаточно, чтобы понять, что происходит вокруг и недостаточно, чтобы создать мерзкий эффект зловещей долины.
Последняя игра, которая не успела коснуться дна современности и при этом не была собрана совсем на коленке для меня вышла в 2009 году — это был Assassin's Creed II. Последние 12 лет из болота безликих унылой беготни по открытым мирам и готичных клонов Monster Hunter периодически выбирались инди-игры вроде Momodora или Chronicles of Teddy, а на рынке мобилок так вообще царила настоящая фантасмагория из фекалий разных оттенков и консистенции. Я удивлён, что в 2022ом меня сумела глубоко поразить китайская игра, сделанная для чёртовых китайских смартфонов. Грустно, что эта история закончилась. Но я обязательно в неё когда-нибудь вернусь. Pascal's Wager — лучшее во что я играл за последние несколько лет.