Найти в Дзене

Битва за красивые деревни с очень красивыми именами

Есть в окрестностях Петербурга очень красивое место. Южнее Петергофа. Город Петергоф всем известен своими фонтанами, но мало кто знает, что питаются фонтаны водой из весьма протяжённого канала, идущего с Ропшинских высот. И канал этот не только даёт воду фонтанам, но и образует на своём пути множество больших и малых водоёмов, очень красивых. Ныне сильно благоустроенных. Большая часть носит название Лугового парка, часть именуется Заячий Ремиз.

Добираться туда пешком неудобно, далековато идти. Движение же автотранспорта запрещено на большей части. Это край велосипедистов и всадников. Последних хоть и меньше, но встречаются регулярно. Кроме прекрасных озёр или прудов, там множество всякой растительности, местами совсем дикой, местами можно видеть остатки прошлой благоустроенности, по рядам деревьев прослеживаются тенистые аллеи прошлых веков. Есть там и развалины, есть и настоящий дворец Бельведер, есть удивительной красоты церковь, купола которой видны за десятки километров.

Когда-то эта зона служила местом охоты или просто конных прогулок обитателей Петергофа, а кто там жил, думаю объяснять не надо.

В этой стороне сохранилось ещё несколько небольших деревенек, хотя некоторые уже исчезли. Любой, кто туда попадает или станет рассматривать карту, сразу обратить внимание на некоторую систему в названиях. Владимирово, Костино, Марьино, Минино, Санино, Сашино, Ольгино, Мишино, Луизино.

На холме же, самой большой из Бибигоновских высот, расположена деревня Низино. Честно говоря, я и сам сначала думал, что название сей деревушки говорит о чувстве юмора наших предков, назвавших так селение на самой высокой точке окрестностей. Но, оказалось все гораздо интереснее. Тем более, что ранее Низино именовалась лишь ныне существующая группа домов на южном склоне. По версии, которую я слышал, Низино происходит от прозвища третьего сына императора Николая I — Николая Николаевича, которого близкие называли Дядя Низи. В те времена, собственно эта местность и обустраивалась. Остальные же названия деревушкам давали в честь членов императорской фамилии. Все они строились (точнее перестраивались) под личным присмотром императора, имели чёткую планировку и, судя по рассказам, были просто образцово-показательными.

В честь императрицы Александры была построена Церковь Святой благоверной мученицы царицы Александры.

За прудами видна деревня Санино.
За прудами видна деревня Санино.

Но давайте из прекрасного прошлого перенесёмся в год 1941-й.

На этой территории в 1941 году проходила линия обороны Красносельского сектора Красногвардейского укрепрайона. В частности, тут находился 264-й отдельный пулемётно-артиллерийский батальон.

Батальон состоял из четырёх рот, общая численность около 1100 человек (по другим данным 1400) из которых около 450 студентов и сотрудников Ленинградского кораблестроительного института), около 650 рабочих с завода им. Андре Марти (нынешние «Адмиралтейские верфи») и завода по обработке цветных металлов им. К.Е. Ворошилова.

Позиции батальон занимал от платформы «Фонтаны» (между Старым и Новым Петергофом, ныне не существует), по Бабигонским высотам, через Троицкое, Сашино, Костино, Низино, Мишино. Штаб располагался в Розовом павильоне Лугового парка. Всего 104 огневые точки. Подробный состав вооружения и какие там были сооружены огневые точки не известно, во всяком случае развалин бетонных ДОТов в тех краях вроде нет. Впрочем, это не столь важно, ибо позиции были построены для отражения атаки с запада. Увы, все укрепрайоны имеют общий недостаток — они могут воевать только на одну сторону, и обойдённые с тыла становятся практически беззащитными. Красносельский УР в этом плане не был исключением.

Правда, после того, как стало ясно, что ожидать немцев надо с другой стороны, оборону этого района усилили. Севернее и позади позиций 264-го батальона от поселка Просвещения до Егерской слободы заняла позиции аэродромная рота, на участок между Низино и Узигонты выдвинулась ещё одна аэродромная рота. По линии от берега Залива, деревни Знаменка и Поэзия, Знаменская колония, занял позицию 78-й истребительный батальон. Рота, сформированная из личного состава 6-го полка ПВО (Участка ПВО БО Кронштадтской ВМБ), заняла позиции от деревни Туюзи до Малые Симонгонты, позади позиций 264-го батальона. Боеспособность этих войск была невелика, но других резервов, видимо, уже не было.

Не очень понятно, по поводу береговых частей флота в этом районе.

Если у меня правильная информация, то командный пункт участка ПВО береговой обороны Кронштадтской ВМБ до 21-го сентября находился во дворце Бельведер, на Бабигонских высотах. Позиции зенитной артиллерии участка (9-го зенитного артиллерийского дивизиона 6-го полка ПВО) располагались на высоте у Бельведера, у церкви святой Александры, у Розового павильона. Учтены ли эти орудия в общем составе УРа? Похоже, что не учтены. К сожалению, точный состава береговых сил флота на этот период я пока не нашёл.

Кроме того, на позиции 264-го батальона после 17-го сентября отошли остатки 277-го пулемётно-артиллерийского батальона.

20-го сентября 11-я стрелковая и 2-я народного ополчения дивизии готовились к наступлению, освобождать Горбунки. Но 291-я дивизия немцев их опередила, наши части попав под сильный артогонь начали беспорядочно отступать, управление войсками было потеряно. Немцы продолжая наступать вышли в тыл 264-го батальона, заняли часть Олино, Марьино, часть Низино, церковь, часть Костино. Контратакованные танками 2-го танкового полка (3 КВ, 2 Т-34 и 2 БТ-7), попав под огонь зенитных орудий 6-го полка ПВО (моряки) и понеся потери немцы вынуждены были остановиться.

Отчетная карта 8 А за 20.9.41 г.
Отчетная карта 8 А за 20.9.41 г.

Командование 8-й армии перебросило в Низино сводный батальон моряков, на участок Олино, Марьино железнодорожно-восстановительный батальон (403 человека), севернее Марьино ещё один батальон моряков.

На следующий день, 21-го сентября, части 11-й стрелковой дивизии и 2-й дивизии ополчения перешли в контрнаступление, бой шёл весь день с переменным успехом, один батальон немцев даже оказался в окружении. 2-й танковый полк действовал небольшими группами, всего 6 КВ и 2 БТ-7 (еще 4 танка вели бой в Стрельне). Подбито у нас 5 КВ, поломки у 1 КВ. Немцы отмечают особенно мощный артиллерийский огонь нашей корабельной артиллерии. Известно, что по этому району вели огонь линкор «Октябрьская революция», крейсер «Максим Горький», лидер эсминцев «Ленинград», выпустив от 50 до 100 снарядов главного калибра.

К концу дня немцы заняли Олино, Марьино, Костино, Низино, Бабигонские высоты в районе Сашино. По немецким данным за 21-е сентября взято 392 пленных, захвачено 7 артиллерийских ДОТов, 60 ДЗОТов, три зенитных орудия (видимо, калибра 76 мм) и одну 76-мм пушку.

Вечером того же дня части 254-й пехотной дивизии немцев подошли к Большим Симонгонтам.

Отчетная карта 8 А за 21.9.41 г.
Отчетная карта 8 А за 21.9.41 г.

Наши войска, заняли оборону на участке Сашино, Луизино. После боёв от 264-го батальона осталось около полутораста человек, в полках 2-й ополченческой и 11-й дивизии в полках было по сотне штыков. Все остальные многочисленные подразделения, либо перестали существовать, либо их остатки влились в более крупные.

22-го сентября войскам 8-й армии была поставлена задача контратаковать, но ничего не получилось. 1-я пехотная дивизия в тот день полностью заняла Стрельну, затем Знаменку и к вечеру вышла на окраины Петергофа.

Части 291-й дивизии немцев взяли Сашино, Луизино, наши части отбивали атаки немцев уже у станции Новый Петергоф.

23-го сентября начались бои на улицах Петергофа. Все деревни, имена которым дали в честь членов императорской фамилии, прекрасные озёра, дворцы, павильоны достались немцам, и, увы, надолго.

Некоторые интересные документы:

От того сражения осталось мало следов сегодня.

Памятник бойцам и командирам 264-го отдельного пулемётно-артиллерийского батальона в Низино. К сожалению, про бойцов других частей, сражавшихся на Бабигоновский высотах, в Луговом парке, в Луизино и Марьино, про сотни морских пехотинцев, зенитчиков, танкистов, железнодорожников никто не вспоминает.
Памятник бойцам и командирам 264-го отдельного пулемётно-артиллерийского батальона в Низино. К сожалению, про бойцов других частей, сражавшихся на Бабигоновский высотах, в Луговом парке, в Луизино и Марьино, про сотни морских пехотинцев, зенитчиков, танкистов, железнодорожников никто не вспоминает.
Развалины Розового павильона в Луговом парке, где находился штаб 264-го батальона.
Развалины Розового павильона в Луговом парке, где находился штаб 264-го батальона.
Возле Церкви Святой благоверной мученицы царицы Александры в 1941 году стояла батарея ПВО.
Возле Церкви Святой благоверной мученицы царицы Александры в 1941 году стояла батарея ПВО.
Вид на дворец Бельведер, в центре за прудами деревня Санино, справа видна Церковь Святой благоверной мученицы царицы Александры. И церковь, и дворец находятся на высотах, с которых просматривается местность на много километров. Отыскал такое фото, чтобы дать представление о позиции артиллеристов 6-го полка ПВО и бойцов 264-го пулемётно-артиллерийского батальона..
Вид на дворец Бельведер, в центре за прудами деревня Санино, справа видна Церковь Святой благоверной мученицы царицы Александры. И церковь, и дворец находятся на высотах, с которых просматривается местность на много километров. Отыскал такое фото, чтобы дать представление о позиции артиллеристов 6-го полка ПВО и бойцов 264-го пулемётно-артиллерийского батальона..

Рекомендую вам также мою статью про ещё одно соединение, которое сыграло решающую роль в сентябрьских боях за Ленинград, но редко где вспоминаемое:

Самая неизвестная и самая необычная противотанковая бригада Красной Армии.