Начало здесь.
Написав о несчастных случаях на судне неделю назад, я ожидал, что молодые мореплаватели будут интересоваться, кто же такой судовой врач, давший обезболивающие пострадавшему. Но вопроса не возникло. Видимо, старые моряки прекрасно помнят такой атавизм на советском флоте, а молодые догадались о его функциях по всем знакомому основному слову «врач».
Дело в том, что после распада СССР я ни разу не встречал судового врача, а когда-то они были почти на всех судах советского морского флота. Нужны ли они были на самом деле или просто власти распихивали врачей по судам, чтобы бороться с безработицей среди избыточных выпускников медицинских институтов? Я не берусь однозначно ответить на этот вопрос. Попробую порассуждать вместе с вами, уважаемые читатели моего канала.
Конечно, в основном, моряки были люди здоровые, регулярно проходившие медкомиссию, так что лечить на судне было некого. Судовой врач следил за чистотой в местах общего пользования, за соблюдением гигиены работников пищеблока и качеством приготовленной пищи. Поэтому большую часть времени судовой врач бездельничал, временами употреблял подотчетный ему медицинский спирт и тихо деградировал в профессиональном смысле.
Но иногда и ему находилось применение. Например, врач-мужчина иногда привлекался к несению вахты у трапа или тальманил, особенно охотно, если ему причиталась доплата за выполнение нештатных обязанностей. Также врачи обоих полов привлекались к лепке пельменей. А врачи женщины могли быть полезны как потенциальные спутницы жизни моряков.
Например, один мой однокурсник, Сергей М., женился именно на этой (этом?) враче. К сожалению, в прошлом году она осталась вдовой. Но это к теме нашего исследования отношения не имеет.
Но иногда им приходилось работать именно по специальности. Выдать таблетки от головной боли, микстуру от простуды, а то лечить и более серьезные или экзотические заболевания. Не говоря уже о том, что они были просто незаменимы для оказания помощи при несчастных случаях.
На своем примере могу сказать, что неизвестно, чем кончился бы мой приступ аппендицита, если бы судовой врач не поставил мне правильный диагноз. Я мучался болями в животе, надеясь, что скоро отпустит, но врач настоял, чтобы меня срочно отправили на операцию. Мы зашли в ближайший порт – Находку, - меня высадили на катер, не отдавая якорь, доставили прямиком на операционный стол, и хирург, удалив аппендикс, сказал, что через несколько часов у меня мог бы начаться перитонит с весьма удручающими последствиями. Может быть, ради таких одиночных случаев спасения жизни моряков и стоило возить с собой месяцами и годами этих бездельников и пьяниц?
Эффективные новые владельцы однозначно решили вопрос с излишним расходованием средств на содержание дармоедов, сократив судовых врачей, радистов, частично и других членов экипажа. Зачем платить лишние зарплаты, кормить столько лишних ртов, когда их обязанности можно распределить среди оставшихся на судне счастливчиков. Экипаж такого судна, как на картинке, насчитывал 25 человек, сейчас на судне такого размера хорошо если наберется 15. Это же какая экономия для хозяина. Ну пускай оставшиеся поработают немного побольше, все равно им там в море делать нечего. А десяток списанных на берег перейдут в категорию безработных и будут служить напоминанием оставшимся морякам, что их всегда есть кем заменить, чтоб не слишком качали права.
Как заменили судового врача? Просто. Послали капитана и других помощников на курсы (обычно за свой счет, хотя некоторые совестливые компании оплачивали), те за неделю обучились тому, что судовые врачи изучали 6 лет, и получили свидетельства, дающие право оказывать медицинскую помощь на судне. Гениально! А если капитан что-то подзабудет с курсов, то в помощь ему Справочник капитану по медицине и адрес госпиталя, куда он может обратиться за консультацией.
Чтобы убрать радистов, капитана послали на курсы оператора радиосвязи, пусть теперь и связь сам обеспечивает. Еще одни корочки, даже подороже медицинских обходятся. Связь в наше время простая – электронная почта через спутник, ну еще резервные радио-телексы, но ими почти не пользуются. В крайнем случае, инструкцию почитать можно.
То, что помполитов убрали, думаю, что большинство моряков одобряют. Хотя и они иногда пользу приносили. Например, организовывали экскурсии в загранпортах, обычно за счет культфонда. Я такие помню – в доперестроечные времена.
Фото экскурсии. Пропущено. К сожалению не нашел в своем архиве. Помню были фотки: почти весь экипаж в музее в Китае. И на отдыхе в КНДР. Возможно добавлю позже.
Много ли экскурсий моряки совершают в частных судоходных компаниях в наше время? Сообщите, если такое чудо еще возможно, в комментариях.
Но о помполитах требуется отдельная повесть. Надеюсь, когда-нибудь созрею и до нее.
Хотя международная конвенция МОТ (ILO – International Labour Organization) рекомендует давать морякам время для отдыха на берегу во время стоянок, много ли моряков может себе это позволить? Я такие случаи могу пересчитать по пальцам. Вспоминаю, что в прошлом веке многие порты работали только в дневную смену. Постепенно владельцы причалов и пароходов осознали, какую выгоду они упускают, пока моряки и докеры спят, и теперь редко встретится порт, не работающий круглосуточно.
С переходом работать под флаг, пришлось забыть о молоке, выдаваемых морякам на вредных работах, сухом вине или соках, выдаваемых морякам при плавании в тропиках. Все эти излишества рачительные хозяева не стали оплачивать. Напишите, если еще где-то сохранились такие рудименты гуманизма.
Забота о человеке, а не о прибыли, осталась в прошлом веке. Она требует значительных материальных затрат, на которые частники просто не способны. Если и попадется среди них какой-нибудь филантроп, он быстро разорится, не выдержав конкуренции среди более хищных собратьев.
Провозглашая прогрессивные человеколюбивые принципы, на деле капиталисты всегда им противостоят. Например, в СОЛАС-74 написано, что капитан обязан оказать помощь терпящим бедствие в море. На деле, хозяева судна и груза не поощряют задержку судна на спасательные операции, что влечет дополнительные расходы. В этом я убедился на своем примере.
Международные морские власти призывают бороться за сохранение окружающей среды конвенцией МАРПОЛ-73, но на деле во всех портах растут цены за сбор отходов с судов, что весьма не нравится судовладельцам и на деле ведет к тому, что экипажи зарастают мусором или вынуждены потихоньку сбрасывать отходы в море.
Только государство способно спонсировать гуманизм. Частнику это не по карману, слишком дорого обходится. Возможно, на этом Союз и надорвался.
Вот что мне пришло в голову при воспоминаниях о судовых врачах.
Напишите свое мнение, в чем, по вашему мнению, я оказался неправ.
Спасибо за прочтение и за комментарии.
P. S. Забыл упомянуть, что частенько в загранпортах к нашим судам стекались аборигены и члены экипажа буржуйских судов на поклон к судовому доктору за советом по лечению своих болячек или за бесплатными медикаментами, и никогда не получали отказа в помощи. Это позволяло нам гордиться своей серпасто-молоткастой трубой, которая служила ориентиром для всех этих страждущих.