Найти тему
Книжные раскопки Kopist

Раковина на гарде. От тесаков и рапир до штыков

Или маленькая заметка о широко распространенном символе.

Первые мои встречи с раковинами на эфесах холодного оружия у меня никакого удивления не вызвали. Я рассматривал фото катласов и сторт, и счел раковину просто морским мотивом, одним из многих возможных.

По Жаковский, 2015.
По Жаковский, 2015.

А вот появление мотива раковины на абсолютно сухопутных моравских тесаках меня уже удивило.

Отдельно нагели:

По Жаковский, 2015.
По Жаковский, 2015.

И как это может выглядеть на находке:

По Жаковский, 2015.
По Жаковский, 2015.

Или так, при худшей сохранности:

По Жаковский, 2015.
По Жаковский, 2015.

А вот считать ли более абстрактный узор разновидностью той же ракушки я сказать не могу.

По Жаковский, 2015.
По Жаковский, 2015.

Ну а здесь сомнений быть уже не может:

Рапира около 1580, предположительно Испания. По Жаковский, 2015.
Рапира около 1580, предположительно Испания. По Жаковский, 2015.

И это далеко не единственный пример.

По Жаковский, 2015.
По Жаковский, 2015.

Встречаются ракушки и на дагах с кинжалами.

По Жаковский, 2015.
По Жаковский, 2015.

И даже на штыках начала 18 века!

По Жаковский, 2015.
По Жаковский, 2015.

А позже - на охотничьих ножах.

Metropolitan Museum, Open Access Public Domain
Metropolitan Museum, Open Access Public Domain
Metropolitan Museum, Open Access Public Domain
Metropolitan Museum, Open Access Public Domain

В общем-то, что все это отсылка к гребешку Святого Иакова, понять нетрудно.

Святой Иаков (Иаков Зеведеев) — фрагмент. Gil de Siloe, Испания, 1489–93. Metropolitan Museum, Open Access Public Domain
Святой Иаков (Иаков Зеведеев) — фрагмент. Gil de Siloe, Испания, 1489–93. Metropolitan Museum, Open Access Public Domain
Святой Иаков (Иаков Зеведеев) — фрагмент. Бургундия, 1475–1500. Metropolitan Museum, Open Access Public Domain
Святой Иаков (Иаков Зеведеев) — фрагмент. Бургундия, 1475–1500. Metropolitan Museum, Open Access Public Domain
By Andreas Tille, CC BY.
By Andreas Tille, CC BY.

Вот почему столько раковин на эфесах — понять сложнее. Символ паломника — сомнительно. Испанские рапиры и кинжалы можно объяснить почитанием Сантьяго Матаморос, Святого Иакова-Мавробойцы.

Тогда раковины на итальянских стортах и моравских тесаках можно, наверное, считать переносом этого почитания на борьбу с турками.

А вот штыки, охотничьи ножи и английские катласы можно объяснить, наверное, только уже сложившейся традицией. Или просто широким распространением мотива раковины в барокко.

Дополнение. Иногда даже над просто описательной статьей стоит подумать лишний час. Две очевидные возможные параллели именно для англичан я пропустил. Во-первых, якобиты. Во-вторых, Сент-Джеймский двор, как раз на начало 18 века. Подчеркну — именно возможные, а не точные. Использовалась ли ракушка якобитами, я не знаю. Так же не копал, с каким именно Святым Иаковым связано название дворца, перешедшее на двор. Но, с другой стороны, именно Иаков Зеведеев, Иаков Старший, Saint James the Greater, был и остается наиболее известным среди всех святых этого имени. Так что использовать его раковину как неофициальный символ для верного подданного вполне возможно.

Основной источник изображений: "Тесаки и проблематика однолезвийного оружия..." Жаковский, 2015.

О классификации однолезвийного оружия 14-16 веков можно прочитать здесь — Тесаки и корды, мессеры, дюссаки 14-16 веков, Моравия, Силезия, Богемия. Краткая классификация.

Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!