Найти тему
Андрей Мятиев

Детский трехколесный велосипед, изготовленный неизвестным кузнецом в конце XIX века - из коллекции Веломузея.

Этот экспонат Веломузея интересен как своей конструкцией, так и историей бытования, что не редкость для предметов из моей коллекции. Трехколесный детский велосипед кустарного изготовления изготовлен в 1890-1900-х годах. Где и кем – к сожалению, неизвестно. Большую часть своей жизни велосипедик провел в Петербурге – Петрограде - Ленинграде.

Детский трехколесный велосипед, изготовленный неизвестным кузнецом в Российской Империи на рубеже XIX и ХХ веков.  Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед, изготовленный неизвестным кузнецом в Российской Империи на рубеже XIX и ХХ веков. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед, изготовленный неизвестным кузнецом в Российской Империи на рубеже XIX и ХХ веков.  Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед, изготовленный неизвестным кузнецом в Российской Империи на рубеже XIX и ХХ веков. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В начале 1980-х он был приобретен в какой-то «комиссионке» известным ленинградским художником Андреем Алексеевичем Пахомовым (1947-2015) и долгое время украшал в качестве арт-объекта его мастерскую в мансарде на Петроградской Стороне. Андрей Пахомов интересовался старой техникой, некоторое время коллекционировал мотоциклы и велосипеды дореволюционной эпохи; собственно, на этой почве мы с ним и познакомились еще в конце 1980-х на слете любителей старой техники в Эстонии. Он был, наверное, единственным человеком в СССР, собиравшим исключительно дореволюционную технику! Пикантность увлечения заключалась в том, что сам Андрей управлять мотоциклом не умел и совершенно к этому не стремился – его привлекали исключительно эстетические достоинства древних «двухколесок». Коллекция была широко известна в кругах интересующихся авто-мото стариной. Его мотоциклы снимались в кино – например, в фильме «Двадцатый век начинается» знаменитого телесериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» главные герои катаются на желтом английском AJS из коллекции Пахомова.

Андрей Алексеевич Пахомов - действительный член российской Академии Художеств, заслуженный художник Российской Федерации. Андрей Пахомов был сыном Алексея Федоровича Пахомова, выдающегося петербургского графика, одного из мастеров ленинградской пейзажной школы, входившего в группу «Круг художников». В 1971 году Андрей Пахомов окончил мастерскую своего отца, профессора петербургского Института имени Репина, а после его кончины начал там же с 1984 года преподавать литографию, став доцентом, а с 2002 года заведующим кафедрой графики. В институте он руководил персональной мастерской книжной графики. Работы Андрея Пахомова хорошо известны в мире, в 1989 году он был удостоен золотой медали биеннале книжной графики в Лейпциге. В 1991 году Андрей Пахомов основал издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга», выпускающее ограниченным тиражом библиофильские книги и объединившее вокруг себя известных петербургских художников книги. В издательстве, марку которого также создал художник, в 1990-х годах вышли сборники античной лирики работы Андрея Пахомова - как «Десять стихотворений» Сапфо с рисунками и рукописным текстом, созданные в единственном экземпляре, или стихотворения Филодема (один из девяти экземпляров этой книги находится в собрании Эрмитажа). Также произведения Андрея Пахомова хранятся в Британском музее и Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в берлинском и дрезденском кабинетах гравюр, в венской Альбертине и других музеях и частных коллекциях в России и по всему миру. Фото Андрея Мятиева. 2003 год.
Андрей Алексеевич Пахомов - действительный член российской Академии Художеств, заслуженный художник Российской Федерации. Андрей Пахомов был сыном Алексея Федоровича Пахомова, выдающегося петербургского графика, одного из мастеров ленинградской пейзажной школы, входившего в группу «Круг художников». В 1971 году Андрей Пахомов окончил мастерскую своего отца, профессора петербургского Института имени Репина, а после его кончины начал там же с 1984 года преподавать литографию, став доцентом, а с 2002 года заведующим кафедрой графики. В институте он руководил персональной мастерской книжной графики. Работы Андрея Пахомова хорошо известны в мире, в 1989 году он был удостоен золотой медали биеннале книжной графики в Лейпциге. В 1991 году Андрей Пахомов основал издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга», выпускающее ограниченным тиражом библиофильские книги и объединившее вокруг себя известных петербургских художников книги. В издательстве, марку которого также создал художник, в 1990-х годах вышли сборники античной лирики работы Андрея Пахомова - как «Десять стихотворений» Сапфо с рисунками и рукописным текстом, созданные в единственном экземпляре, или стихотворения Филодема (один из девяти экземпляров этой книги находится в собрании Эрмитажа). Также произведения Андрея Пахомова хранятся в Британском музее и Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в берлинском и дрезденском кабинетах гравюр, в венской Альбертине и других музеях и частных коллекциях в России и по всему миру. Фото Андрея Мятиева. 2003 год.

Наше знакомство с Андреем Пахомовым со временем переросло в дружбу, не прекратившуюся и после того, как по жизненным обстоятельствам Андрею пришлось расстаться с коллекцией мотоциклов, а его интерес к старинным велосипедам постепенно угас. Велосипеды из коллекции Пахомова я купил в середине 1990-х, и только с детским трехколесным он расстаться не пожелал. Но в 1998-м Андрей мне его просто подарил, совершенно неожиданно для меня. Годом раньше велосипедик послужил натурой для авторской литографии «Кукла на велосипеде», напечатанной тиражом 20 экземпляров. В моей коллекции хранится первый экземпляр из тиража с дарственной подписью Андрея Пахомова. За четвертьвековое знакомство в результате дружеских обменов «шила на мыло» (у нас были общие интересы к археологии и истории и синхронное увлечение горными велосипедами), а также многочисленных подарков и покупок, у меня накопилось изрядное количество графических работ Андрея, самопроизвольно объединившихся в тематическую коллекцию - впрочем, это отдельная тема…

"Кукла". Автолитография Андрея Пахомова. 1997 год. Экземпляр №1 из тиража в 20 шт.  На литографии запечатлен детский трехколесный велосипед, находящийся сейчас в коллекции Веломузея.  Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Кукла". Автолитография Андрея Пахомова. 1997 год. Экземпляр №1 из тиража в 20 шт. На литографии запечатлен детский трехколесный велосипед, находящийся сейчас в коллекции Веломузея. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Кукла". Автолитография Андрея Пахомова. 1997 год. Экземпляр №1 из тиража в 20 шт.  На литографии запечатлен детский трехколесный велосипед, находящийся сейчас в коллекции Веломузея.  Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Кукла". Автолитография Андрея Пахомова. 1997 год. Экземпляр №1 из тиража в 20 шт. На литографии запечатлен детский трехколесный велосипед, находящийся сейчас в коллекции Веломузея. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Что касается велосипеда, то он представляет собой довольно интересный и малоизученный феномен в истории велосипедного дела Российской Империи. Дело в том, что детские велосипеды, занимавшие заметную часть всей номенклатуры велотехники, эксплуатировавшейся в России, отечественными фабриками практически не производились. То есть, производились веломашины подростковые, а вот велосипедики для самых маленьких, на возраст 3-5 лет оказались вне производственных программ. Импортировать такую технику тоже оказалось невыгодно – спрос-то был, но цены на иностранную продукцию были высокими и покупатели не торопились покупать «трехколесники», которые черед пару лет станут детям «малы». Пустующую нишу быстро разведали и оперативно заняли кустари. Для деревенского кузнеца выковать трехколесный велосипед – задача вполне посильная. Продать «продукт» на ярмарке или через магазин в уездном городе – тоже не проблема. В ходу была и своеобразная кооперация – кузнецы закупали там же на ярмарках точеные на станках бронзовые и железные колесные втулки и деревянные ручки руля, масляную краску, обойные гвозди, обрезки тканей, выковывали рамы, вилки, рули, обода колес, нарезали где надо резьбы, красили, обивали тканью деревянные сиденья и собирали велосипеды, пользовавшиеся устойчивым спросом не только в сельской местности, но и в городах, включая столичные. Покупкой кустарных велосипедиков не гнушались даже дворянские семьи – об этом свидетельствуют исторические фотографии и мемуарная литература.

Детский трехколесный велосипед, изготовленный неизвестным кузнецом в Российской Империи на рубеже XIX и ХХ веков.  Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед, изготовленный неизвестным кузнецом в Российской Империи на рубеже XIX и ХХ веков. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед, изготовленный неизвестным кузнецом в Российской Империи на рубеже XIX и ХХ веков.  Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед, изготовленный неизвестным кузнецом в Российской Империи на рубеже XIX и ХХ веков. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Никаких стандартов, конечно же, не существовало – каждый из кустарей делал свое и по-своему декорировал продукцию. Диаметры колес также сильно варьировались, как и общие габариты велосипедов. Конечно же, процветало заимствование наиболее удачных конструкций и технических решений. Было распространено несколько типов детских трехколесников, разнящихся в основном формой рамы и сиденья. Наиболее популярным был тип рамы, состоящей из железной полосы, расходящейся после рулевой колонки на две «ветви», упирающихся в ось задних колес и возвращавшихся обратно к передней части. Задняя ось и оконечности рамы соединялись заклепками. Этот тип был наиболее простым в изготовлении и обеспечивал достаточную жесткость конструкции, кроме того, не предъявлял особых требований к качеству металла. Второй распространенный тип рамы был уже посложнее – рама хребтового типа раздваивалась в нижней части и заклепками соединялась с осью задних колес. Сиденье, как правило, опиралось на рессору, передней частью крепившуюся к раме в головной части, а задней – к раме возле раздвоения. Такой тип конструкции предполагал использование металла достаточно высокого качества и более сложные кузнечные работы. Соответственно, велосипедики и стоили дороже своих более простых собратьев.

Педали, как правило, изготавливались из дерева и имели либо круглый, либо трехгранный профиль. Встречались, однако и рамочные педали, напоминающие конструкцией классические «взрослые». Пружина, видимая на штоке передней вилки у большинства велосипедов, вопреки частым предположениям наблюдателей не является амортизирующим элементом; ее назначение – предотвращать «проваливание» вилки при подъеме велосипеда за раму или седло.

Детский трехколесный велосипед, изготовленный неизвестным кузнецом в Российской Империи на рубеже XIX и ХХ веков.  Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед, изготовленный неизвестным кузнецом в Российской Империи на рубеже XIX и ХХ веков. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипед, описываемый в этой статье, по своей конструкции относится к первому из вышеупомянутых типов, да еще и в упрощенном варианте – благодаря маленькому размеру, и, соответственно, небольшому весу седока, рама достаточно жесткая и лишена «возвратных» элементов, идущих от оси задних колес к сиденью.

Сиденье велосипедика, описываемого в этом обзоре, первоначально имело набивку (соломенную или из пакли) и было покрыто тканью или кожей. Судя по многочисленным фотографиям, сиденья обычно декорировались по краю кистями или плетеной сеткой. На моем велосипеде эти элементы не сохранились, но о том, что они когда-то существовали, свидетельствуют гвоздики по краям деревянной основы седла. Судя по остаткам краски на некоторых элементах, велосипед был первоначально окрашен масляной краской зеленого цвета. Судя по состоянию раритета, он несколько десятилетий пролежал забытый где-то на чердаке или в сарае, изрядно поржавев и утратив окраску и обивку сиденья.

Детский трехколесный велосипед, изготовленный неизвестным кузнецом в Российской Империи на рубеже XIX и ХХ веков.  Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед, изготовленный неизвестным кузнецом в Российской Империи на рубеже XIX и ХХ веков. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед, изготовленный неизвестным кузнецом в Российской Империи на рубеже XIX и ХХ веков.  Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед, изготовленный неизвестным кузнецом в Российской Империи на рубеже XIX и ХХ веков. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед, изготовленный неизвестным кузнецом в Российской Империи на рубеже XIX и ХХ веков.  Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед, изготовленный неизвестным кузнецом в Российской Империи на рубеже XIX и ХХ веков. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед, изготовленный неизвестным кузнецом в Российской Империи на рубеже XIX и ХХ веков.  Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед, изготовленный неизвестным кузнецом в Российской Империи на рубеже XIX и ХХ веков. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

О популярности кустарных детских велосипедов косвенно свидетельствует огромное количество исторических фотографий конца XIX – начала XX веков, на которых запечатлены дети с такими веломашинами. По частоте встречаемости в наши дни такие фотоснимки превосходят любые другие велосипедные сюжеты. В фондах Веломузея хранится более 150 таких фотокарточек, сделанных в разных городах Российской Империи.

Кабинетная фотокарточка 1890-х годов, запечатлевшая мальчика на кустарном велосипеде. Велосипед по конструкции относится к условному "первому типу". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Кабинетная фотокарточка 1890-х годов, запечатлевшая мальчика на кустарном велосипеде. Велосипед по конструкции относится к условному "первому типу". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Кабинетная фотокарточка 1900-х годов, сделанная в ателье Василевского в Киеве, запечатлевшая брата с сестрой на кустарном велосипеде. Велосипед по конструкции относится к условному "первому типу". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Кабинетная фотокарточка 1900-х годов, сделанная в ателье Василевского в Киеве, запечатлевшая брата с сестрой на кустарном велосипеде. Велосипед по конструкции относится к условному "первому типу". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В коллекции Веломузея в настоящее время имеется пять кустарных детских трехколесных велосипедов отечественного дореволюционного производства. По конструкции они представляют различные типы и вполне исчерпывающе показывают этот феномен российского велостроения. Из обзоры будут публиковаться по мере приведения веломашин в порядок.

Здесь можно прочитать про другие кустарные велосипеды из коллекции Веломузея и их истории:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Фотография, на которой запечатлен мальчик на велосипеде кустарного изготовления.  Велосипед относится к условному "второму типу" конструкции. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Фотография, на которой запечатлен мальчик на велосипеде кустарного изготовления. Велосипед относится к условному "второму типу" конструкции. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.