В этом году исполнилось сто лет со дня рождения великой английской певицы Кэтлин Ферриер. Её имя вписано золотыми буквами в историю мирового вокального искусства, хотя, казалось бы, объективно все обстоятельства её жизни и творчества складывались против этого.
Поздний музыкальный старт: будущая звезда английской сцены работала телефонисткой и только в двадцать восемь лет начала профессионально обучаться пению, а её дебют на сцене состоялся, когда артистке уже исполнился тридцать один год. Одна из самых коротких карьер в истории музыки: всего десять лет пела Ферриер на оперной и концертной эстраде, ибо неизлечимая болезнь унесла её несправедливо рано, в возрасте 41 года. У Ферриер практически не было своего оперного репертуара – а ведь именно опера даёт певице академической школы признание и успех: на чисто филармонической, концертной ниве достичь популярности очень трудно. За свою карьеру Ферриер исполнила всего две оперные партии – Лукрецию в мировой премьере «Поругания Лукреции» Бриттена и глюковского Орфея. Не самый примадонский голос: контральто всегда несколько на периферии музыкально-театрального процесса – и партий для них немного, и сам голос настолько редкий, что чаще предназначенное для него исполняют меццо-сопрано.
И, несмотря на все но – оглушительный успех, признание и известность во всём мире. Контральто Ферриер – редкой красоты и наполненности, богатства обертонов, ровности звуковедения. Её пение – всегда волнует, ибо оно полно подлинного чувства и глубины. В нём гармонично сочетается ангельское звучание со стонами преисподней. Необыкновенная пластичность, тягучесть этого голоса с невероятно долгим дыханием позволяет ему сплетать ажурные и эмоционально насыщенные музыкальные фразы неизъяснимой красоты.
Малеровские симфонии, вокально-инструментальные опусы Баха, Генделя, Перголези, сочинения Пёрселла, Мендельсона, Шоссона, Элгара, Бриттена, Блисса, камерная вокальная лирика Шуберта, Шумана, Брамса, Вольфа, английские народные песни – их божественно пела Ферриер, ни до, ни после неё никому не удавалось подняться на такие вершины исполнительского мастерства и эмоциональной одухотворённости пения.
Голос Ферриер – это голос чистой музыки. Её скудная оперная карьера, кажется, не случайна: певица чужда преувеличенной театральности, чувственности оперных героинь. Кантатно-ораториальный жанр, строгие хоралы Баха ей шли гораздо больше: их возвышенная патетика и меланхолическая, совсем неземная лирика удавались Ферриер исключительно достоверно. Некоторые утверждают, что артистические способности Ферриер были весьма ограничены… Теперь об этом судить трудно. Но достаточно включить диск с записью голоса Ферриер, и подлинный театр, настоящие эмоции, абсолютно живые чувства рождаются из этого пения и всегда находят отклик в вашей душе.
Короткая картера Ферриер, тем не менее, привела её на Глайндборнский, Эдинбургский и Зальцбургский фестивали, на сцену «Ковент-Гардена», пела Ферриер в Скандинавский странах, США, Канаде и на Кубе, в Вене и Амстердаме. Осталось немало записей, где вокальное творчество Ферриер представлено в широкой палитре жанрового разнообразия – крупные концертные произведения соседствуют с незатейливыми вокальными зарисовками. Что в них всегда подкупает – богатство психологической нюансировки, сдержанная, но оттого не менее проникновенная эмоция, благородство и простота стиля, философская значительность и возвышенная красота.
Ферриер стоит особняком в плеяде блистательных певиц середины прошлого века. Она не похожа ни на страстную Каллас, ни на интеллектуальную Шварцкопф, ни на всегда отстранённую Андерсон (к которой в силу голосового амплуа и концертной специализации, наверно, всё же гораздо ближе, чем к прочим), ни на гедонистически обворожительную Тебальди. У Ферриер свой, исключительно индивидуальный почерк: пусть написано им не так много, как хотелось бы, но зато это всегда высказывание запоминающееся, волнующее, западающее в душу.
Жизнь, судьба были крайне несправедливы к Кэтлин Ферриер. Но история рассудила иначе, навсегда сохранив память об удивительно тёплом, бархатистом голосе уроженки Ланкашира – голосе равно пленяющим как своими природными характеристиками, так и утончённостью музыкальных интерпретаций.
Музыкальная жизнь, № 12, 2012