Прежде грозная конфедерация индейцев Иллинойса сократилась к середине XVIII века с 10 000 (1673 год) до 2000 человек. Связано это было не только с неизбежными “подарками” от контактов с французскими колонистами и торговцами, но и от череды непрекращающихся войн с соседними племенами. Причины конфликтов были как традиционными для всех дикарских племен, например, кровная месть, продвижение по социальной лестнице за счет военных подвигов, так и вызванными коренными изменениями в политике и экономике региона, например, “Бобровые войны".
Отличным примером настоящей "Бобровой войны", является рейд возмездия, который организовали индейцы племени фокс (они же лисы, утагами или месквоки) в 1752 году против части племенной конфедерации иллинойсов (кохакия и мичигамия).
Подноготную конфликта хорошо описал очевидец событий Бернар-Жан Боссю, капитан колониальной морской пехоты из гарнизона форта Шартр:
Иллинойские индейцы раньше были самым грозным народом Луизианы, но постоянные войны, в которых они участвовали против северных народов, значительно сократили их число. Ненависть канадских индейцев объясняется постоянными вторжениями иллинойсов в их охотничьи угодья и истреблением не только бобров, но и бобрих, что среди этих народов считается преступлением и низостью, потому что индейцы ведут большую торговлю европейскими товарами в обмен на шкуры этих амфибий.
Повод для войны
В 1751 году индейцы кохакия находились, по-видимому, вне своих охотничьих угодий, когда встретили группу из шести (по другим данным семи) воинов фокс и захватили их в плен, хотя оба племени находились в состоянии мира, чему способствовали французы, номинальные сюзерены всех племен Новой Франции (Канады) и Луизианы, в чей состав административно входила Страна Иллинойс.
Здесь нужно сказать, что между фоксами и Новой Францией с 1712 по 1732 год шла кровопролитная война, в результате которой досталось на орехи и иллинойсам, союзникам французов. В результате боевых действий иллинойсы подвинулись на юг, чем воспользовались их северные соседи и присвоили часть охотничьих угодий конфедерации. В свою очередь французы, которые осознавали важность иллинойсов для обеспечения власти в регионе, основали возле 4 крупных, летних деревень племен конфедерации свои форты - Кахокия, Каскаския и Пеория (все названы по именам племен) и Шартр (у деревни мичигамия).
Вернемся к повествованию. Кахокия, не долго думая, решили вдоволь попытать пленников, а потом сжечь тела, чтобы скрыть факт своего вероломства. Одному из фоксов удалось развязать путы, которыми он был привязан к столбу пыток, и скрыться от преследователей в тростниковых зарослях озера, где он лежал на дне и лишь время от времени поднимал голову для вдоха. У стойкого фокса хватило сил и терпения, чтобы оставаться в укрытии до глубокой ночи, пока кахокия поджаривали его товарищей. В темноте ему удалось улизнуть от врагов, которые решили, что фокс либо утонул либо был был выпит досуха пиявками. А поскольку фокс был полностью обнажен и без оружия, то ему пришлось всю дорогу домой питаться травами и кореньями как дикому бизону.
Выслушав доклад выжившего, вожди фоксов решили подготовить ответный удар, но не просто мелкий набег, чтобы взять равное количество скальпов, а полноценную военную экспедицию. Одних сил фоксов для такого мероприятия было явно недостаточно (не более 150 воинов на 1750 год), и они, как водилось в подобных случаях, послали к союзным племенам гонцов с поясами из красного вампума и пучками палочек, по количеству которых союзники должны были определить сколько воинов от них ожидается, и через сколько дней их ждут на общий сбор.
Организация рейда возмездия
В это же самое время кахокия, узнали, что их неблаговидный поступок был раскрыт, и они почти в полном составе переселились в деревню мичигамия. Примерно в середине мая 1752 года в деревне фоксов на реке Висконсин собралось около 500 воинов, среди которых были фоксы, сауки, кикапу, меномини, виннебаго, потаватоми и сиу. Большая часть маленькой индейской армии погрузилась на 60 каноэ и отправилась к деревне мичигамия вниз по Висконсин и Миссисипи, вторая часть, состоящая из лучших бегунов, отправилась сушей для предварительной разведки.
Передвижение осуществлялось скрытно, чтобы ни французы, ни сторонние индейцы не могли предупредить кахокия и мичигамия об опасности. Когда пешие разведчики фоксов обнаружили на своем пути французского офицера Адамвиля, командира форта Пеория, направлявшегося в форт Шартр, они незаметно обогнули его и продолжили свой бег к вражеской деревне. Также действовали воины из состава речной флотилии, которые прошли мимо французских селений либо ночью, либо протащили легкие каноэ по берегу вне поля зрения сторонних наблюдателей.
Очевидно, между разведкой и флотилией осуществлялась связь, так как последующие события происходили очень четко и в подходящее время. Днем нападения на селение мичигамия и кахокия был выбран день католического праздника Тела и Крови Христовых (2 июня 1752 г.), когда много иллинйосов покинуло деревню, чтобы присутствовать на торжественной мессе в форте Шартр, располагавшемся примерно в одном лье (4 км) от деревни.
Сама индейская деревня представляла собой скопище из 20-25 хижин на берегу Миссисипи, не имела частокола и была окружена лесом “на расстоянии мушкетного выстрела”. Общее население, вместе с кахокия, составляло около 400 человек, из которых не менее 90 человек были воинами. В день праздника в деревне отсутствовало около половины населения.
Атака на деревню иллинойсов
Фоксы и их союзники высадились в 1/4 лье (1 км) от деревни и подготовили засаду в высокой траве возле опушки леса. Вечером, когда все было готово, военный вождь фоксов приказал 10 или 12 самым быстроногим, молодым воинам осуществить провокацию и завлечь иллинойсов в засаду. Эти молодые воины ворвались в деревню и пробежали по улицам с “криками смерти”, убивая каждого встречного, затем они выстрелили из ружей по подходящим целям и бросились к месту засады.
У иллинойсов вскипела кровь от такой наглости, мгновенно был сформирован военный отряд, который бросился вслед за налетчиками. Когда они приблизились к опушке, с земли поднялись фоксы со своими союзниками и дали общий залп из ружей, который уложил на месте 28 иллинойских воинов. Затем нападавшие бросились к деревне, где убили еще с десяток мужчин, женщин и детей, захватили около 30 пленников и подожгли хижины.
Со стороны французов случайным свидетелем резни стал упоминавшийся выше Ж.Б. Боссю. Он очень деликатно и галантно обозначил причину, по которой оказался в этот праздничный день один и так далеко от форта.
Я был очевидцем трагических событий, которые произошли в июне 1752 года. В то время я находился на холме, с которого открывался вид на речную долину и деревню мичигамия. Мне посчастливилось спасти жизнь девушке пятнадцати лет, которая пришла, чтобы принести мне земляники. Во время нападения она убежала, и когда враги преследовали ее, она бросилась ко мне в объятия, и дикари не осмелились в нее стрелять., боясь зацепить меня.
После нападения, нападавшие со своими пленниками, частью на каноэ, а частью по суше, отправились в обратный путь. Темнота скрыла их следы от возможного преследования. В первую ночь несколько пленников были замучены до смерти огнем, а остальные распределены между племенами, причем сиу отказались от пленных, т.к. их интересовали только скальпы.
Общие потери иллинойсов составили около 40 убитых, и 30 пленных, из которых на следующий день сожгли 3 или 4. Налетчики же потеряли всего 4 человек убитыми, правда один из них был “медальным” вождем сиу, т.е. лидером достаточно большого ранга, дружественного французам, за что был удостоен медали с изображением короля.
На обратном пути фоксы прошли мимо Кахокии, дав салют из ружей, а на головном каноэ военный вождь фоксов развернул французское знамя и был “горд, приобретенной славой, как будто он разрушил великую империю”. Тогда же, в трех лье от Кахокии, они встретили Адамвиля, которого на этот раз заставили “высадиться на берег, чтобы покурить и, чтобы он дал им хлеба”. Индейцы похвалились совершенным возмездием и признались Адамвилю, что видели его по пути в форт Шартр, но не захотели раскрывать себя, чтобы их план не сорвался.
В качестве некой компенсации фоксы сообщили, что французским вояжерам (торговцам мехом) следует "быть начеку, так как этим летом военные отряды сиу отправятся мстить за великих вождей, которых они потеряли в предыдущем деле".
Последствия
В будущем, возможно именно этот перекур на берегу Миссисипи, которому стали свидетелями пленные иллинойсы, послужил почвой для слухов, что французы нарочно договорились с фоксами. чтобы наказать или преподать урок кахокия и мичигамия. Причины недовольства французов можно найти в окончании речи Боссю перед вождями уничтоженной деревни, когда он представлял на Совете губернатора Страны Иллинойс де Макарти Магтигье. В ответе на выступление “медального” вождя Шикагу, Боссю не преминул высказать упрек.
Необходимо, чтобы вы как можно скорее отправились на охоту. Вспомни, какой вред причинили собаки из твоей деревни скоту французских жителей, и с каким спокойствием они это воспринимают, и то, что они до сих пор ничего не предпринимали по этому поводу свидетельствует лишь о том, что их огорчают несчастья, выпавшие на ваши головы, и они не могут смотреть без сострадания на ваше печальное положение. Однако, они уже начинают терять терпение, поэтому вы должны как можно скорей отправляться в путь.
Твой Отец (т.е. губернатор Иллинойса прим. Ф.Д.З.) будет доволен, когда узнает, что ты отправился на охоту, потому что его сердце страдает от того, что ты страдаешь от голода, и он жалеет своих детей. Что касается меня, то я от всего сердца желаю вам удачи на охоте и обильного урожая по возвращении. Надеюсь, Великий Дух сжалится над вами, не пренебрегайте им! Посоветуйте своим молодым людям не валять дурака, то есть не убивать бобрих в охотничьих угодьях ваших врагов, которые не преминут за это отомстить, что вы, к несчастью, испытали на собственном опыте.
Ваш Отец написал месье Адамвиллю, который командует в Пеории, чтобы он способствовал заключению мира между вами и лисами, и помог договориться с ними о выкупе ваших жен и детей, которых они взяли в плен. Товары для этой цели будут предоставлены за счет Короля, Вашего Отца, великого вождя белых и краснокожих людей.
Кроме помощи в выкупе пленных, французы дали иллинойсам немного муки, пороха, свинца и кремней, а также починили неисправные ружья. Однако, несмотря на оказанную помощь среди иллинойсов возникли слухи, что именно губернатор Иллинойса был инициатором успешного набега фоксов. Об этом им нашептали как сами фоксы, так и индейские племена с реки Уобаш (пианкашо, майями, маскотены).
Впрочем, и те и другие не испытывали особой привязанности к французам, и вполне могли оболгать их, однако несколько священников-иезуитов из христианских миссий среди иллинойсов, также были склоны верить этой версии. Сам же Макарти не боялся этих обвинений и честно докладывал о слухах генерал-губернатору Луизианы в Новый Орлеан.
Можно сколь угодно издеваться над "масштабами" происходящих между индейцами конфликтов, но безвозвратные потери в 61 человека (9 женщин иллинойсов вернулись из плена) составляли для 2000-го племени громадную цифру в 3% процента. Что касается кахокия и мичигамия, то их число не прекращало сокращаться, и к 1765 году они потеряли свою идентичность, слившись с пеория и каскаския.
P.S. Напоминаю, что за публикациями канала Фронтир и Дикий Запад можно следить в ТелеграммеиВКонтакте.