Как часто, говоря о современном искусстве, вы слышали слово “мазня”? Почему большинство современных художников остаются непонятыми? Как разобраться в дебрях современного искусства и отличить настоящее незаурядное произведение от банки краски, случайно пролившейся на бумагу?
Довольно банальная, но неочевидная мысль: художник - зеркало своей эпохи. Оценивать работы Поллока, сравнивая их с картинами Ван Эйка - бессмысленно, ведь между ними 500 лет культурного развития общества.
Наскальные рисунки эволюционировали в иконопись, она перетекла в удивительную художественную детализацию сюжетов, далее на смену пришло обличение всех жизненных реалий в соседстве с морально-нравственными сюжетами, которые учили всех как жить, а потом вдруг пришли импрессионисты и сказали всем жить так, как им хочется и просто предложили понаблюдать за запечатлёнными мгновениями. Это сейчас Моне и Ренуар кажутся нам талантливыми живописцами, а их соотечественник, Илья Репин, в своих заметках называл картины Дега “мазнёй”. Ничего не напоминает?
Современное искусство - это манифест. Дэмиен Хёрст своей выставкой “Сокровища с места крушения” высмеивает информационный хаос и отсутствие критического мышления сейчас так же тонко и иронично, как Босх в XV веке - пороки общества и лживых представителей церкви.
Хорошо. Мы разобрались с тем, что такое современное искусство в общем, но как отличить настоящий посыл известного автора от картины, которую нарисовал ваш 6-летний сын?
Во все времена существовало одно золотое правило: между творчеством и искусством нельзя ставить знак равенства. Это процесс и результат. Любое искусство проходит через творческие метания, но не всё творчество станет искусством. Современное искусство работает в контексте, оно требует создания ряда формальных обстоятельств вокруг себя. В мире современного искусства важна репутация, cv, artist statement, портфолио и ясные крепкие тексты - без них совриску никуда.
Творческий выплеск не будет понятен зрителю и не станет искусством без определения автором изначальной концепции, описания бэкграунда. На самом деле, даже пресловутая банка краски, о которой мы говорили вначале, опрокинутая на холст, будет иметь значение, если рассказать – почему. Как бы странно это ни звучало - современное искусство просто неотделимо от текстов о нем. Ответьте себе - возможно, камень преткновения заключается в том, что, из-за присущей XXI веку суеты, вы не можете остановить себя у таблички с описанием произведения хотя бы на 10 минут, чтобы вдумчиво с ней ознакомиться?
И, разумеется, вывод, к которому рано или поздно приходят все рассуждения об искусстве - здесь не может быть объективности. Чувствуйте! Отдавайтесь своим эмоциям, которые вы испытываете, глядя на произведение. Если картины Моне пробуждают в вас радость, а картины Бэкона - грусть, значит они уже наверняка творили не зря.