Найти в Дзене
Угол атаки

Какими реальными бойцовскими навыками обладал актер и каратист Талгат Нигматулин – звезда фильма «Пираты XX века»

Талгат Нигматулин снискал огромную популярность после выхода на большие экраны боевика «Пираты 20 века» в 1979 году. Там он сыграл бандита-каратиста по кличке Салех Малыш. Одна из сцен в фильме, где Нигматулин в красивом прыжке прямым ударом ногой срубает механика советского судна в исполнении актера Николая Еременко, даже сейчас, спустя более 40 лет, выглядит эталонной с точки зрения постановки киношной боевки.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Несмотря на то, что Талгат исполнил отрицательную роль, от стал кумиром огромного количества мальчишек по всему Союзу. Неискушенную в красивых драках советскую публику этот фильм крайне впечатлил. Люди думали, что Салех и в жизни является крутейшим каратистом, способным класть оппонентов, что называется, пачками. Этакий Брюс Ли советского розлива.

В жизни Нигматулин рос довольно хилым мальчиком, болезненным и ему часто доставалось от ровесников. Устав от измывательств, он всерьез занялся физическим развитием, увлекся борьбой и легкой атлетикой и через какое-то время смеяться над ним перестали.

В карате Нигматулин пришел, когда ему уже было в районе 25-ти. Восточным боевым искусством он увлекся неслучайно. Талгат был рефлексирующим человеком, искавшим, в первую очередь, духовную гармонию, а уже затем физическую, и карате с его глубоким внутренним содержанием дало ему именно то, чего он хотел..

В некоторых источниках можно встретить информацию, что Талгат был чемпионом Узбекистана по карате и обладателем черного пояса. С другой стороны, существует расхожее мнение, что он не являлся каратистом высокого уровня. Несомненно, впрочем, одно: возможно, он и не был большим мастером, но достаточно серьезными бойцовскими навыками все-таки обладал.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

По словам друзей, он посвящал тренировкам иной раз по шесть часов в день. Особенно внимательно относился к растяжке и отработкой приемов ногами. Нижними конечностями он мог наносить разнообразные технически сложные удары. А его коронкой был тоби-маэ-гэри – удар ногой в голову в прыжке, как раз тот, который был показан в знаменитой сцене на корабле, описанной выше. Бегал многокилометровые кроссы, занимался с отягощениями.

По воспоминаниям вице-президента федерации карате Тимура Мираклилова, в спаррингах Нигматулин был жёсток и крепок, не церемонился с «кохаями» (неопытными учениками), даже бил их палками и заставлял отжиматься до изнеможения, если что было не так. Мираклилов был учеником Нигматулина, в 1990-е годы активно развивал карате в Узбекистане, и приезжавшие тогда японские мастера отмечали очень высокий уровень техники узбекских школ и в ката, и в кумите, а также правильно поставленный тренировочный процесс. Талгат опосредованно был к этому причастен, поскольку Мираклилов учился у него, а значит считать Нигматулина слабым каратистом было бы в корне не верно.

Талгат приезжал на первый чемпионат СССР, который состоялся в феврале 1981 года в родном для него Ташкенте. В соревнованиях, правда, не участвовал, засветившись только в показательных выступлениях. Вспоминают, что во время состязаний он ходил вокруг татами и усиленно поддерживал узбекских каратистов, активно жестикулировал, что-то им советовал, подсказывал.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Вообще в Узбекистане Талгат был культовой фигурой. После ошеломляющего успеха «Пиратов» с ним искали знакомства и дружбы все большие люди республики, от партийных боссов и подпольных миллионеров-цеховиков до криминальных авторитетов. Ему дарили дорогие подарки и везде открывали двери.

Короткий жизненный путь Нигматулина закончился в 1985 году – он пал от рук «духовных братьев» при весьма странных обстоятельствах. Это отдельная большая и грустная история, на которой здесь не хотелось бы останавливаться. Ему было всего лишь 35 лет.