Загибайте пальцы, если это про вас:
- вы уже какое-то время собираетесь пройти онлайн-обучение, но все не подберете удачный момент
- у вас есть как минимум 1 купленный обучающий курс, который «пылится на полке» и ждет, пока у вас появится свободное время (возможно, вы только что про него вспомнили!)
- когда вам предстоит сложная работа, вы склонны растягивать ее на весь день
- если рядом с вашим рабочим местом лежат вкусняшки, то к концу работы вы их точно съедите
- вы как минимум 1 раз в жизни «сливались» с онлайн-курсов
- работая в компьютере, вы нет-нет да открываете соседнюю вкладку с сериалом
- иногда вам просто сложно усадить за стол, открыть компьютер и начать учиться/работать
Все мы люди – и у каждого наверняка наберется несколько пунктов из этого списка 😊
Что это означает?
Это означает, что учиться онлайн тоже нужно… учиться!
Давайте сегодня сделаем «работу над самыми популярными ошибками» и научимся более эффективным стратегиям онлайн-образования!
Ведь онлайн-образование - это действительно классно, если правильно к нему подходить!
Ловушка онлайн-обучения №1
Онлайн-обучение сильно экономит время. Мне не нужно тратить время на дорогу, собираться, одеваться и краситься. Значит, я потрачу больше времени на учебу!
Реальность:
Да, дорога и сборы больше не отнимают ваше время. Но – угадайте что? – его теперь будет отнимать кое-что другое:
1. Техническая подготовка
Вам нужно разбираться в работе учебной платформы, программах для участия в лекциях и ответов на домашние задания. Структурировать материал, хранить его в электронном виде и учитывать технические форс-мажоры, которые всегда могут возникнуть.
Для примера вспомните, как часто мы просыпаемся за десять минут до лекции и непременно на нее опаздываем: пять минут искали ссылку на зум, еще пять — пытались переключить личный аккаунт на учебный (а для этого нужно вспомнить свой пароль), потом искали, где скачать нужный текст, а вдобавок микрофон или камера почему-то не работают!
2. Онлайн-коммуникация
Теперь вместо привычных диалогов во время занятий вам придется мириться с отсроченными ответами. Из-за этого намного труднее планировать свое время, в особенности если от ответа одногруппника или преподавателя зависит принятие важного решения. Из-за этого ваша учеба может затягиваться – а значит, вам нужно хорошенько подумать, как вы организуете процесс онлайн-общения.
3. Наша любимая прокрастинация!
Вспомните, когда в последний раз вы действительно уделяли учебе то время, которое обычно тратите на дорогу? 😊 Как правило, мы попадаем в ловушку «да у меня еще куча времени, успею» и благополучно прокрастинируем до последнего.
Решение:
1. Подходить к онлайн-курсам не как к лайт-версии обучения, где можно давать себе поблажки, а как к полноценному образованию.
2. Осознанно планировать конкретные «слоты времени» под техническую подготовку и учебную коммуникацию. А также отводить время для учебы по часам – и не поддаваться на уговоры прокрастинации!
Ловушка онлайн-обучения №2
Все учебные материалы легко доступны для меня в любое время. Это так удобно – я всегда могу к ним обратиться! Посмотрю позже...
Реальность:
Ощущение легкодоступности материалов постоянно соблазняет нас «отложить их на дальнюю полку и посмотреть позже». Припомните, наступает ли когда-нибудь это «позже»? 😊
Кроме того, если в вашем электронном хранилище нет порядка и четкой структуры, вы рискуете потерять большое количество ваших учебных материалов. Виртуальное пространство условно безгранично, и потеряться в нем очень легко. Учебные материалы часто обновляются, что вызывает ощущение потери контроля. Если вы не уверены точно, где у вас лежит нужная информация, то будете использовать лишь малую часть из доступных материалов и постоянно тревожиться, что что-то упускаете.
Решение:
1. Создать удобную для себя систему хранения учебных материалов. Например, папку с подпапками на жестком диске или в облаке. Скачивайте в нее материалы, как только они появляются на учебной платформе – так вы действительно всегда будете иметь доступ к знаниям.
2. Вести конспекты в любом удобном вам виде. «Зачем? – спросите вы, - ведь я и так скачиваю все файлы!». Дело в том, что если вы не будете взаимодействовать с материалами, а просто скачаете их на будущее, то когда вы их откроете, они покажутся вам совершенно незнакомыми – как будто вы видите их в первых раз! Намного выгоднее изначально активно взаимодействовать с материалами – а потом дополнительно скачивать их себе на компьютер.
3. Проверять онлайн-платформу в одно и то же время раз или два в неделю – так вы ничего не пропустите, и вам не нужно будет постоянно маниакально следить за обновлениями.
Ловушка онлайн-обучения №3
Онлайн-обучение – это значит, что я могу учиться в любое время дня и ночи!
Реальность:
В теории - да, но на практике мы обычно впадаем в 2 крайности:
а) либо откладываем обучение «на потом» / «на удобный момент» (который никогда не наступает),
б) либо мы начинаем учиться хаотичными урывками между работой, семьей, бытом и другими делами - и в итоге, занятия растягиваются у нас на 24/7. Этот вариант плох тем, что у нас создается ощущение "я учусь постоянно, но все равно ничего не успеваю и не запоминаю. Я устал и разочарован, я больше нее хочу учиться!" Это естественно - наш мозг не видит результата, но постоянно перенапрягается и устает, а значит, очень скоро теряет интерес к учебе и начинает бунтовать.
С этим, кстати говоря также очень часто встречаются фрилансеры, которым приходится осознанно дисциплинировать себя, чтобы не работать весь день и ночь напропалую.
Решение:
1. Крайне важно выделять себе на учебу конкретные сроки, четко отмечать начало и конец. Запланируйте хотя бы час в день, который вы сможете полностью посвятить занятиям - и в конце этого времени вы обязательно почувствуете удовлетворение, а также растущий эффект от учебы.
2. Когда планируете обучение, обязательно закладывайте время под форс-мажорные обстоятельства. Если оно вам не пригодится, у вас просто появятся внеплановые каникулы!
Ловушка онлайн-обучения №4
Пока я учусь онлайн, я могу одновременно делать бытовые дела. Это же классно!
Реальность:
Многозадачность – это миф (причем уже давно доказанный учеными). На самом деле, наш мозг очень устает от переключения между занятиями, и эффективность учебы снижается.
Это происходит так: у нас есть объем оперативной памяти – энергии, которая направлена на выполнение текущей задачи. Если мы делаем одновременно несколько дел, то распределяем, как бы «размазываем» этот объем между ними. При этом, конечно же, каждому делу достается маленький кусочек нашего внимания/памяти/мотивации. В итоге нам кажется, что мы делаем «все и сразу», но по факту, мы делаем каждое дело очень плохо.
Если во время живых занятий порицается отвлечение на гаджеты, то онлайн-учеба как будто сама склоняет нас к тому, чтобы слушать лекции одновременно с запусканием стирки и уходом за ребенком. В итоге мы часто вообще не запоминаем то, что слушаем (и тем более, не конспектируем).
Решение:
Выделять каждому делу определенное время и осознанно не давать себе распыляться – например, отключать уведомления на телефоне и ограничивать доступ в интернет, если он не нужен для выполнения конкретной задачи (например, для чтения статьи).
Ловушка онлайн-обучения №5
Учиться онлайн легче, а значит, я точно доведу обучение до конца и не брошу!
Реальность:
Бросить очные курсы, как правило, нам не очень просто. У нас уже был физический контакт с учебной группой/преподавателями, а значит, сформировались социальные связи и чувство ответственности. При онлайн-обучении обычно «слиться» проще – всего лишь выключил мессенджеры и все. Совесть будет глодать нас гораздо меньше. Онлайн-пространство вообще менее обязывающее, чем реальное – поэтому уходить оттуда, где нам не нравится, там проще.
Решение:
Понаблюдайте, при каких обстоятельствах и по каким причинам вам обычно хочется бросить онлайн-обучение. Если удастся обнаружить повторяющийся паттерн, стоит поработать с причиной. Так вы сможете не потерять все то ценное и классное, что может дать вам онлайн-образование!