Найти тему
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Легендарный Супервнедорожник из СССР (ЗИЛ-Э167), который так и не стал серийным

Когда смотришь, от каких проектов приходилось отказываться в СССР, понимаешь, что экономить в Союзе умели.

Если производство выходило дорогое, то работы прикрывались. Но ясно еще и другое. У конструкторов автомобилей в 60-е годы прошлого века было столько оригинальных идей, что никто не заморачивался над их продвижением.

Не вышло с одной – тут же принимались за другую, а могли бы еще тогда произвести революцию в автомобилестроении, если бы доводили работы до конца.

В середине прошлого века в СССР хорошими темпами развивалось народное хозяйство, и в частности, нефтяная и газовая отрасль.

Трубопроводы прокладывали в таких непроходимых местах, что для них просто не было соответствующего транспорта.

На Совете Министров СССР это обсудили, и постановили – за год создать высоко проходимый вездеход, который мог бы к тому же преодолевать и снежные заносы.

-2

Тем более перевозить машина должна не только до 3,5 тонн груза, но еще и бригады строителей и нефтяников. Работу доверили Заводу имени Лихачева, и его инженеры тут же принялись за дело.

-3

Руководителем проекта был назначен Виталий Грачев, а главным конструктором – Андреева.

Прошло всего два месяца, и макет был готов. Его создали на базе ЗИЛ-135Л.

ЗИЛ-135Л
ЗИЛ-135Л

Почти все узлы и детали были взяты у уже существующих образцов, и только кое-что пришлось создавать впервые. Наименование вездеходу дали – ЗИЛ-Э167.

Макет был красного цвета, а на борту эмблема – белый бегущий лось.

Модель в миниатюре
Модель в миниатюре

Габариты поражали воображение: высота почти 3 метра, длина – 9,26, диаметр колес – 1790 мм, масса грузовика – 12 тонн плюс 5 тонн – нагрузка.

-6

Как только наступил 1963 год, машина отправилась на испытания.

Скорость по трассе была на уровне 75 километров в час, и расход топлива 100 на 100.

-7

Испытывали вездеход вначале в Подмосковье, а после он прошел и пески, и болота, и пересеченную местность.

Кабина и отсек, где перевозились грузы и люди, выполнялись из стеклопластика, количество перевозимых рабочих – 14, между кабиной и грузовым отсеком была выполнена специальная дверь.

Охлаждение двигателя мощностью 180 лошадиных сил – жидкостное, и эта система позволила установить парочку отопительных агрегатов.

Все испытания ЗИЛ-Э167 с честью выдержал, но после этого пришел приказ все работы по проекту прекратить.

ЗИЛ-Э167 в 2011 году
ЗИЛ-Э167 в 2011 году

Производство вездехода оказалось слишком дорогим, эксплуатация и ремонт тоже.

Фото 2014 года
Фото 2014 года

Но сам макет и сегодня можно увидеть, он находится в Подмосковье, где располагается Военно-технический музей.