«Мекленбургский Петербуржец» старается активно расширять спектр тем, интересных нашим подписчикам и читателям. В рамках подобного «расширения горизонтов» мы продолжаем публиковать нашего друга Гнэла Унанян – широко известного в узких кругах публициста и просто очень толкового камрада, с которым мы много лет знакомы по работе.
С первой работой Гнэла «Бронзовый звездец» и второй работой «Север VS. Юг» вы уже имели удовольствие ознакомиться. Третий материал – «Армия и государство» рассказывает нам о цикличности мировой истории и военно-технологического прогресса.
Автор: Гнэл Унанян. Опубликовал: «Мекленбургский Петербуржец»
Наблюдая за военно-техническими успехами нашей любимой Родины и других не очень любимых мною стран, я всё чаще задаюсь вопросом какие у всего этого будут последствия лично для меня и моих девочек. Вы, кстати, тоже не расслабляйтесь, это всех коснётся. Так что нажарьте себе попкорна, сейчас будет ненаучно-исторический триллер. А может и хоррор - это уж как пойдет.
К сожалению, надо признать, что несмотря на долгий цивилизационный путь, пройденный человечеством, наиболее весомым и надёжным нашим инструментом является насилие. Из всех источников власти, а это, напомню, сила, деньги (как концентрат материальных ресурсов) и знания, наиболее важным остаётся сила. Правда, вот, с развитием капитализма в обществе распространилось заблуждение, что деньги всему голова. Но те, кто в это до сих пор верят, вскоре попадут в положение американцев, у которых денег дофига, а порешать ими ничего нельзя. Особенно в ситуации, когда договоры, составленные богатыми, перестают исполняться теми, кто силён. Пример - недавние события с талибами в Афганистане. Деньги, вообще говоря, сами по себе не являются ценностью. Они ценны только в рамках договорённостей, устанавливающих их связь с материальными ресурсам. Как только кому-то захочется эти договоренности изменить или вовсе отменить, деньги превращаются в пыль. Это можно прямо сейчас наблюдать на газовом рынке ЕС.
Ну так вот, главным источником государственной власти, особенно в мире, переходящем от старых правил к новым, является сила. А значит важнейшим государственным институтом в этих условиях становится армия. А главным инструментом армии является, конечно, оружие.
Человечество пока что изобрело только два принципиально разных типа оружия. Первый тип - простое в использовании, дешёвое, и как следствие массовое. А второй - сложное, но дорогое и поэтому малочисленное. От типа оружия зависит тип армии. Либо многотысячная орда, состоящая из быстро обученных и легко заменяемых солдат. Либо малочисленная дружина, состоящая из воспитанных с малолетства супер-убийц, каждый из которых на вес золота.
Тип же армии прямо влияет на общественно-политический строй. Потому, что если вам надо набрать двенадцать легионов, то любой взрослый мужчина - это потенциальный воин. А значит придётся дать им всем определённые (и равные!) права, обеспечить каждому солдату минимальный доход, например, за счёт завоёванных народов, ну и гарантировать какие-то привилегии тем, кто честно отслужил или получил травмы. Всё это хорошо бы закрепить в законах и обнародовать, чтоб люди понимали зачем им идти в армию. То есть организовать и поддерживать какую-никакую демократию. Тип армии также влияет на экономику государства, поскольку большую армию надо кормить, одевать, вооружать, обучать, а в перерывах между войнами и развлекать, чтоб не бузила. Поэтому вокруг неё вырастает целая сеть ремесленников, торговцев, куртизанок и прочего обслуживающего персонала. Государство тоже не бездельничает, строит хорошие дороги, опорные пункты снабжения, порты и корабли для экспедиционных операций, ну и т.д. Напомню, что всё это возможно только потому, что кто-то придумал как дёшево изготавливать бронзовые мечи и как быстро и просто ими пользоваться в строю.
И поначалу это отлично работает. Легионы плющат всех, кто им попадается на пути, попутно совершенствуя тактику пехотного боя и организационную структуру армии. А потом они нарываются на каких-нибудь гуннов, у которых вся армия состоит из конных лучников и выхватывают по полной. Потому что в легионе на пять тыщ пехоты всего две конные турмы по 150 всадников, да и те не могут угнаться за лёгкими конными лучниками. Плюс стрелы из композитного лука летят намного дальше дротиков и пилумов.
У гуннов, что характерно, совсем другая армия. Композитный лук из пяти слоёв дерева, проклеенных жилами животных с костяной накладкой и плетёной из конского хвоста тетивой - это межконтинентальная баллистическая ракета того времени. Стоит как пять лошадей, изготавливается года два ограниченным количеством мастеров, но и бьёт насмерть сквозь любой кожаный нагрудник. Конные стрелки гуннов - тоже не легионеры. Они в седле с пяти лет и с такого же возраста учатся стрелять. Каждый умеет ездить на лошади без рук, стрелять в любую сторону и при этом попадать куда надо! Каждый их них - уникальный и ценный кадр.
Поэтому и государственный строй у них совсем другой. Есть хан, у него есть дружина, человек триста профессиональных воинов, а все остальные - никто и звать никак. Экономика тоже совсем другая. Добыча от набегов на соседей - а это главный источник доходов госбюджета - распределяется между воинами, а все прочие на подножном корме, периодически голодают, иногда дохнут, да и плевать на них.
Эту систему гунны передали монголам, и те ею успешно пользовались, пока какая-то скотина не изобрела ламеллярный доспех. Это такие металлические пластинки, связанные друг с другом. Пробить такое стрелой практически нереально. На этом халява у лучников закончилась, за редким исключением типа английских боуменов.
Через какое-то время доспех стал панцирный, его уже и мечом стало не пробить. Потом додумались бронировать и лошадей, и тогда выяснилось, что полсотни конных рыцарей могут разметать до тысячи обычных пехотинцев, не получив при этом ни одной ссадины. Но при этом, оснащение и содержание одного рыцаря равно стоимости сотни пехотинцев. Плюс учить его воевать в тяжелом доспехе тоже надо с юности. В результате военные снова становятся очень привилегированной и немногочисленной кастой. Опять экономика сжимается до замков, турниров, балов, вассального права и повальной нищеты за пределами аристократических сословий.
Всё это продолжается до начала массового производства зернистого пороха. Какая-то сволочь изобретает аркебузу, а потом и мушкет. Внезапно выясняется, что пара сотен наспех обученных крестьян запросто делают дуршлаг из всех этих пафосных баронов и виконтов. При этом им не надо давать никаких титулов и земли, достаточно просто кормить и немного денег. Мушкеты со временем тоже становятся всё дешевле, а батальоны всё больше. Вследствие этого земельная аристократия постепенно отодвигается на задний план. К власти приходят те, кто снабжает армию - промышленники, торговцы и банкиры. Всё это кончается свержением королей и мировыми войнами. Военные перестают быть элитной кастой, обратно возвращается вся крысиная возня с выборами, равноправием, ну и всеобщей воинской повинностью, конечно… куда ж без неё.
Надо ли говорить, что и экономика снова перешла на рельсы древнеримского типа, с поправкой на технический прогресс, естественно? Разрушаться эта система начала в начале ХХ века с изобретением пулемётов, миномётов и прочих артиллерийских систем, стреляющих более-менее быстро и прицельно. Всю Первую мировую военная мысль находилась в тупике именно потому, что основная сила армий того времени - человек с ружьем - внезапно стал совершенно бесполезен. Пока солдаты кормили окопных вшей, генералы судорожно размышляли как теперь воевать. А политики терпеливо ждали что там придумают генералы. Ничего сверхоригинального они не придумали, и поэтому весь ХХ век ценность пилотов, танкистов и моряков-подводников росла, а ценность пехотинцев неуклонно снижалась.
И вот теперь мы пришли к тому, что бегать по полю современного боя с автоматом имеет смысл только небольшим группам спецназа, а всё остальное делают артиллеристы, пилоты штурмовой авиации, расчеты ПВО, а с недавних пор и операторы беспилотных боевых машин. Вся эта техника стоит страшных миллионов, управлять ею могут только специально обученные люди. Зато, как показывает опыт в Сирии и последующих военных действий, два пилота Су-30СМ по наводке разведывательного беспилотника за час решают задачу, которую два батальона пехоты, усиленные танками, не могут решить за месяц.
Полагаю, все догадались что будет дальше? Армии мира сократятся численно и насытятся сложной боевой техникой. Военные станут элитным сословием, попасть в которое будет, дорого, долго и хлопотно, но престижно и очень выгодно. Государства свернут всю эту демократическую херню с выборами и гражданским обществом за ненадобностью. Словосочетание «гражданские права» перекочует из конституций в учебники истории. Какие-то права сохранятся только у госслужащих самого разного толка, от хозяйственников до ученых, ну и у военных, конечно. Всем остальным придётся выкручиваться по ситуации.
Крупному частному бизнесу настанет хана потому что в условиях острой межгосударственной борьбы и гонки вооружений позволять каким-то левым чувакам отвлекать ресурсы на яхты, виллы и прокорм неизбежно компрадорской «золотой молодёжи» - это непозволительная роскошь. Главным получателем, а значит и распределителем денег станет государство. По какому принципу будет происходить распределение - по социалистическому, по феодальному или вообще по рабовладельческому будут определять правящие верхушки в каждой сильной стране с современной армией. Остальные страны никто спрашивать не станет - им скажут как жить, а кто не согласен, то вот у нас есть десять роботизированных полков броне-беспилотников с продвинутым искусственным интеллектом, а у вас какие-то допотопные танки - разницу сейчас ощутите на собственной шкуре.
Я полагаю, что в большей части стран экономика будет неофеодальной. То есть государство относительно сытно кормит госслужащих, а те в свою очередь создают спрос на всякие блага, давая тем самым заработать на жизнь тем, кто государству нафиг не сдался. Но это не факт. Возможны варианты, вплоть до самых людоедских. Вследствие этого, кстати, отпадёт вопрос с перенаселенностью планеты.
Переходный процесс уже запущен, и по моим расчетам в течение лет 20-25 более-менее окончательно оформится новая общественно политическая картина мира. В связи с этим давайте-ка прекращайте растить ярких индивидуалистов с выраженной тягой к свободному творчеству. Начинайте воспитывать дисциплинированных, хорошо образованных патриотов с жёсткими ценностными установками на приоритет общественного блага перед личным. Таких, глядя на которых, государство скажет: «О, вот ты-то мне и нужен!»
Как вариант - дрессировать циничных прагматиков без всяких социальных тормозов, которых можно будет безбоязненно выпускать в любые джунгли без штанов, не боясь, что их там сожрут. Но этот вариант совсем печален с точки зрения родственной преемственности.
Ну и сами тоже готовьтесь на склоне лет попасть в совсем другое общество. Без социальных гарантий, без общественной солидарности, без привычной нам всем морали. Настоятельно рекомендую освоить какое-нибудь полезное в быту ремесло. Получить элементарные медицинские знания. Освоить начала агрономии.
Жить будет очень интересно. Но трудно. А местами и опасно.
Москва. 20 декабря 2021 г.
Примечание «Мекленбургского Петербуржца»: обратим внимание на дату, когда был написан данный текст. Начало СВО и весь ход боевых действий на Украине наглядно продемонстрировали, что простого пехотинца с автоматом, необходимого для того, чтобы держать в окопах линию обороны, контролировать и патрулировать территорию, а также выполнять ряд рутинных боевых задач, на которые «псов войны» вроде спецназовцев и прочих десантников задействовать нецелесообразно, рано списывать со счетов.
@Mecklenburger_Petersburger
Мекленбургский Петербуржец в: