Четыре женщины нашей страны удостоены ордена Славы всех трех степеней. Среди них — снайпер Нина Павловна Петрова, на счету которой 122 уничтоженных врага.
В военкомат Нина Павловна пришла на второй день войны.
— Сколько вам лет? — спросил военком. — Сорок восемь. Но разве это имеет значение? Я мастер спорта, снайпер. Мое место на передовой, — твердо ответила она.
Стрельба была особым увлечением Нины Павловны. Она окончила школу снайперов, получила звание инструктора первого разряда и подготовила многих мастеров-стрелков.
Ее направили в стрелковый полк, защищавший подступы к Ленинграду. Поначалу бойцы удивлялись, видя в окопе женщину в годах. Не повариха, не медсестра, не радистка, а простой солдат. К ней относились с сыновней нежностью, называли матерью. И Нина Павловна по-матерински заботилась о бойцах.
Но главное, она учила солдат мастерски стрелять. Она умела отыскивать прирожденных стрелков и разведчиков. Однажды взялась обучить молодого бойца-казаха. В момент выстрела он моргал и волновался.
— Ничего, ничего, — говорила Нина Павловна, — отличным стрелком будешь. Попробуй-ка подстрелить коршуна, видишь, летит высоко в небе?
— Что ты, мать! — замахал руками боец.
—Стреляй! — крикнула Петрова.
И, стоя за спиной парня, сама вскинула винтовку. Оба выстрела ударили вместе. Птица упала к ногам пораженного солдата. Он поверил в себя и позже стал отличным стрелком.
...Как-то пули вражеского снайпера настигли двух наших солдат. Петрова долго его выслеживала. Фашист был хитер и осторожен. Тогда ночью с помощью саперов она построила ложный наблюдательный пункт. Вместо стереотрубы замаскировали среди ветвей два стеклышка. Выглянуло солнце, стекла блеснули, и немец потерял осмотрительность, открыл огонь. Ответная пуля заставила его навсегда замолчать.
Ее хладнокровие поражало даже бывалых солдат. Петрова без промаха била по смотровым щелям фашистских танков, подходивших к самым окопам, и останавливала их. Артиллерия довершала дело.
Прибегает как-то ординарец комбата, на глазах слезы:
— Убили мать! Немецкие автоматчики застрочили, она руки вскинула и упала. Сам видел...
Весь полк переживал горестное известие. Но через час Петрова пришла жива и невредима.
— Военной хитрости не понимаешь, — поучала она солдата, с которым вместе ходила разведку.
— Фашисты тоже увидели, что я упала, и перестали стрелять. Все разузнала и, видишь, вернулась.
Имя ее было известно всему фронту.
«Слава снайперу-старшине Петровой, — было сказано одной из листовок с ее портретом, — кавалеру орденов Славы второй и третьей степени! Она уничтожила свыше ста гитлеровцев»
В марте 1945 года Петрову вызвали в штаб командующего ударной армией.
— Воюю как все, — сказала она генералу И. И. Федюнинскому. — У меня и дочь на фронте. Внучка растет, Ларочка.
Генерал вручил ей орден Славы первой степени и часы с надписью: «Нине Павловне Петровой от командующего армией Федюнинского. 14 марта 1945 года». Прощаясь, генерал предложил ей новое обмундирование. Нина Павловна попросила новое оружие. На другой день ей вручили снайперскую винтовку с позолоченной табличкой — личный подарок генерала.
«Милая моя, родная, — писала она дочери, — устала я воевать; ведь четвертый год на фронте. Как хочется обнять вас, поцеловать свою милую внученьку. Может быть, и доживем до этого счастливого дня...»
Но дожить до встречи близкими ей не довелось. Нина Павловна погибла в солнечный майский день, на пороге нашей Победы, пройдя от стен родного Ленинграда до Штеттина.
...Однажды в день рождения B. И. Ленина в гости к пионерам 16-й воронежской школы пришел ветеран войны, майор в отставке Г. А. Ковалев. Он рассказал ребятам об отважной женщине. Пионеры решили бороться за право носить имя героини. Они разыскали однополчан Нины Павловны, получили много интересных писем.
Прошли годы, многие ребята из отряда имени снайпера Петровой окончили школу, новое поколение пионеров пришло в отряд. И живет, вдохновляет молодые сердца имя отважной ленинградки Петровой.
А. СВЕТОВ (1970-1980 гг.)
☆ ☆ ☆
Имя Нины Павловны Петровой увековечено на Алее Славы в городе Кронштадт.