Найти тему

Слова неизреченные. Акварельные диалоги Виктора Остапенко.

В марте 2020 года, накануне первого локдауна в Пермской арт-резиденции открылась выставка Виктора Остапенко «Иду своей дорогой». Я посетил ее со своими студентами в рамках учебного курса "Технологии выставочной деятельности". Помню, что именно акварельные работы художника вызвали у них оживленный интерес своей кажущейся простодушностью. Конкретно на эту работу, "Смотрящий" реакция была примерно следующей: уже больше ста лет прошло, а Малевича по-прежнему не понимают.

Смотрящий. Бумага, акварель. 80х65
Смотрящий. Бумага, акварель. 80х65

Возможно они разгадали замысел художника, возможно нет (инструкции как понимать работы на выставках обычно не вывешивают), но мне еще тогда, в 2020 захотелось провести лирическую рефлексию по поводу этого сюжета. Спустя два года руки наконец дошли.

Я часто наблюдаю за поведением людей в зале русского авангарда Пермской художественной галереи и хорошо знаю, как ведут себя люди, которые не понимают и не хотят понять беспредметное искусство. Обычно они говорят: "Моя двухлетняя дочь/сын нарисует лучше." И уходят из зала.

Здесь мы видим, "залипшего" на "Черном квадрате", пожилого человека, в целом - интеллигентного вида, снявшего шляпу. По его позе видно, что он не отвергает, а вглядывается, а в прищуре можно прочитать что-то узнавающее. Примерно так разглядывают свое лицо в зеркале, пытаясь понять, насколько оно изменилось со временем. "Черный квадрат", созданный Казимиром Малевичем более ста лет назад как икона нового мира, стал "прошедшим будущим".

Не думаю, что изображенный на рисунке посетитель выставки ровесник "Черного квадрата", но для меня данная сцена не визуализация поговорки "баран на новые ворота", а молчаливый диалог "вчерашних завтра", без взаимных упреков в ретроградности или нигилизме. Душа упорно стремиться заглянуть в "завтра", а тело не менее упорно цепляется за "вчера".

Силачи. Бумага, акварель акварель. 58х80
Силачи. Бумага, акварель акварель. 58х80

Для меня тогда "Смотрящий" стал камертоном к восприятию остальных акварельных работ. Другие акварели не менее "диалогичны", несмотря на то, что их персонажи, как правило, не открывают рта.

Например - равновесие сил между молодостью и опытом в праздном состязании двух кузнецов в работе "Силачи". Это прям по-нашему - отложить орудия труда и побороться на руках, выясняя, кто сильнее. И, хотя пользы от этой борьбы никакой, смысл ее велик: молодость должна набираться опыта, а зрелость, выпучив глаза - не дать себя сломить.

Диалог с птицами. Бумага, акварель. 80х60
Диалог с птицами. Бумага, акварель. 80х60

О чем говорить на рынке с птицами? Пшли прочь! Однако продавец кавказской национальности, хоть и держит в руках веник с ветками, прогнать птиц явно не пытается. Семечки, лежащие на земле, явно не голуби туда бросили. И вновь та же формула молчаливого диалога: денег нет, но угоститесь. Птицам на это нечего возразить, их ответ - свобода.

Похититель петуха. Бумага, акварель. 2019
Похититель петуха. Бумага, акварель. 2019

Похититель петуха вообще удивительный персонаж. Маргинального вида заросший мужик с целой связкой первосортных отмычек. Будь у него монтировка в руке, а петух вместе с курами в одном мешке, все было бы понятно. Нет, он забрался в курятник именно ради петуха и уносит его живьем, прижав к груди. Бойцовский ли это петух, чемпион ли породы, он явно нужен похитителю не для бульона. У них даже глаза одинаково безумные. А куры, похоже, вообще не при делах. Уносят петуха? Другого купят, и заживем как прежде.

В акварельных работах Виктора Остапенко есть и другие сюжеты, где человек обращается к природе (к животным или к пейзажам), как к матери, жене или подруге, с бесконечным доверием, и простотой чувств.

Дойка козы. Бумага, акварель. 65х70
Дойка козы. Бумага, акварель. 65х70

Но это впечатление обманчиво: природа сложна в своей простоте, и наши "простые чувства" к ней тоже сложны. Гармония не может состоять из одной ноты, но, когда нечто бесконечно сложное находится в состоянии гармонии, оно может звучать очень чисто и просто, как пастуший рожок.

Конюх. Бумага, акварель.
Конюх. Бумага, акварель.

А вот скрипка - что-то не то. Инструмент городской, камерный, к таланту требовательный. Рожок не фальшивит, как не фальшивит ветер. А скрипку драть, не зная нот - такая себе музыка. Впрочем, для деревни этот звук - никакая не музыка, по сути тот же скрип и свист под занавес тумана.

Деревенский скрипач. Бумага, акварель. 70х85
Деревенский скрипач. Бумага, акварель. 70х85

СМСка - текст, слово изреченное, и вроде бы эта работа в ряду лишняя. Но обратите внимание, насколько мал и темен экран смартфона в сравнении с яблоневым садом. Для нас мир по ту сторону экрана огромен, и кажется, что он способен вместить в себя и этот яблоневый сад. А чего удивительного? Сделал фотку, и сад в смартфоне.

И все же "Утренняя СМСка" не выглядит одой виртуальной реальности. И утренняя она не потому, что пришла утром, а потому, что яблочный мир еще не разделился на звуки, запахи и смыслы.

Утренняя СМСка. Бумага, акварель. 80х60
Утренняя СМСка. Бумага, акварель. 80х60

Страница Виктора Остапенко ВК: https://vk.com/ostapenkoviktor48

-9