Найти тему
Картины рассказывают...

Генриетта Рэй. Художница, жена художника

Генриетта Рэй - жена английского художника Эрнеста Норманда. Сама художница. Причем, более известная, чем ее муж. Она специализировалась на классических, аллегорических и литературных сюжетах.

Генриетта Рэй
Генриетта Рэй

Генриетта Рэй родилась в Лондоне в 1857 году в семье государственного служащего. Мать девочки мечтала о карьере певицы для дочери. Ведь сама она когда-то была ученицей Мендельсон, серьезно занимаясь музыкой.

Но у Генриетты не обнаружилось талантов к музыке. Зато всегда её тянуло к рисованию. И в возрасте тринадцати лет родители определили её в Школу искусств Луизы Ганн на Квин-сквер.

Будучи школой для юных леди, там не было рисования с натуры. Поэтому Генриетта пробиралась на школьные уроки рисования для мальчиков, где можно было увидеть фрагменты обнаженной натуры, и ее приходилось силой возвращать в класс для девочек.

А потом она пять раз (как минимум!) пыталась попасть в Королевскую академию. И с героическим уровнем настойчивости она поступила туда в 1877 году. Даже при том, её приняли с трехмесячным испытательным сроком. Чтобы получить полные права ученицы, она три месяца доказывала свои способности.

В 1881 г. Генриэтта Рэй дебютировала на выставке в Королевской Академии, впоследствии художница ежегодно показывала там свои работы. Одна из первых работ, выставленных в Королевской Академии и заслужившая внимание, была "Вакханка".

Вакханка, 1885
Вакханка, 1885

А её картина "Эвридика возвращается в Аид" завоевала почетный приз на Международной выставке 1889 г. в Париже и медаль на Всемирной выставке Колумба в 1893 г. в Чикаго.

Эвридика возвращается в Аид, 1887
Эвридика возвращается в Аид, 1887

К сожалению, есть возможность показать только её черно-белую иллюстрацию. Картина находится в частной коллекции.

Отзывы о картине были самые положительные. Критики писали, что картина "была самым важным полотном из когда-либо созданных, как по сюжету, так и по размеру — его размеры составляли семь футов на четыре фута. Это оригинальная и смелая попытка проиллюстрировать миф об Орфее и Эвридике".

Эти картины демонстрируют своего рода подлинность, представляя собой не идеализированные классические статуи, а настоящие викторианские модели, сознательно играющие роль мифологических существ.

Еще более грандиозной, чем "Эвридика", стала картина "Зефир ухаживает за Флорой", и по своему результату показывала, что прогресс предыдущего года сохраняется.

Зефир ухаживает за Флорой, 1888
Зефир ухаживает за Флорой, 1888

Будучи изображениями обнаженной натуры, они, конечно, вызвали некоторую враждебную критику со стороны той части публики, которая не видела в такого рода сюжетах ничего, кроме непристойности. Один из этих самозваных защитников нравственности художников и публики написал художнице; умоляя ее «остановиться на грани» и не извращать свой художественный дар, рисуя такие произведения.

Но давайте не уподобляться подобным критикам, а посмотрим на картины Генриетта Рэй как прекрасный образец викторианского искусства, показывающий огромное мастерство художницы и великолепный дар колориста.

Гилас и водяные нимфы, ок. 1909
Гилас и водяные нимфы, ок. 1909
Психея перед Троном Венеры, 1894
Психея перед Троном Венеры, 1894

Картина "Психея перед Троном Венеры" получила «золото» в Академии и была одним из главных экспонатов выставки. Следующие благодарственные замечания г-на М. Х. Шпильмана появились в « Журнале искусств»: «Мисс Генриетта Рэй предоставила большое полотно "Психея перед троном Венеры», очень замечательное по замыслу и исполнению. Эта тщательно продуманная композиция, полная, но не перегруженная, изящная в рисунке фигур, изящная в восприятии женской красоты, нежная в своих тонах и оттенках, - это работа, которую мы вряд ли ожидали от женщины. Но мы инстинктивно чувствуем, что художник так и не постиг величия этой сцены классической мифологии — фигуры, при всем их очаровании, не жители Олимпа, а обитатели безбожной земли".

Генриетту Рэй интересовали не только мифологические темы. Значительное место в творчестве художницы занимает её работа "Офелия".

Офелия, 1890
Офелия, 1890

В этой картине интересно то, что Рэй отходит от обычной композиции изображения одной Офелии, показывая ее вместо этого с другими персонажами пьесы.

Но самой знаменитой картиной Генриетты Рэй является "Дама с лампой".

Дама с лампой, 1901
Дама с лампой, 1901

На картине изображена Флоренс Найтингейл, самая известная медсестра в мире, осматривающая раненых в Скутари во время Крымской войны и заботящаяся о них.

Огромную популярность эта работа Рэй получила потому, что стала известна многим, появившись как хромолитография в рождественском ежегоднике Касселла, Yule-Tide .

Кроме жанровых картин Генриетта Рэй писала и портреты. Вот несколько её портретных работ.

Азалия, 1895
Азалия, 1895
Портрет  сэра Дэниел Диксон , ок. 1907
Портрет сэра Дэниел Диксон , ок. 1907
Портрет сэра Роберта Андерсона, лорд-мэра Белфаста, 1912
Портрет сэра Роберта Андерсона, лорд-мэра Белфаста, 1912

Сейчас перейдем ко второй части названия статьи. Генриетта Рэй была замужем за художником Эрнестом Нормандом. Она познакомилась с ним еще в годы учебы в Школе искусств Луизы Ганн. Затем вместе они поступили в Королевскую академию.

Поженились художники в 1884 году. Но Генриетта Рэй сохранила девичью фамилию.  Выбор, который в то время считался необычным. Но она уже имела репутацию хорошего художника. Поэтому и решила продолжить работать под своей, уже известной, фамилией.

Норманд рисовал исторические, мифологические и ориенталистские картины, а также занимался портретами. Его работы подвергались критике за явную склонность к чрезмерной чувственности в некоторых своих картинах.

Вот один из примеров работ Норманда.

Эрнест Норманд. Эсфирь осуждает Амана, 1888
Эрнест Норманд. Эсфирь осуждает Амана, 1888

У пары было двое детей, сын (1886 г.р.) и дочь (1893 г.р.).