Найти тему
Вещь

Почему одни интерьеры нам кажутся красивыми, а другие — ужасными?

Оглавление

Если всю хронологию эволюции человека представить в виде одних земных суток, то период цивилизации составит всего несколько минут в 24 часах первобытной истории. И это мы еще не берем сотни миллионов лет, когда наш вид не выделился из большой семьи приматов.

То есть хотим мы этого или нет, но зачастую нашими чувствами управляют животные инстинкты. Поэтому и истоки надо искать в эволюционном развитии. Недавно послушала лекцию Евгении Тимоновой. Она натуралист и довольно наглядно объяснила, почему нам нравятся орнаменты, высококонтрастные картинки и симметрия. Знание этих принципов полезно для понимания того, как сделать гармоничным интерьер.

1. Масштабы помещения

Один из базовых инстинктов это самосохранения. И в любой застроенной среде мы неосознанно думаем, как выжить в случае опасности. Поэтому заходя первый раз в помещение, мы оцениваем его масштаб и выстраиваем в голове геометрию пространства. Видимо, подсознательно ищем пути отступления.

Сильно захламленное пространство не дает возможности оценить масштабы, кроме того дает ощущение непредсказуемости. Мало ли что нас ждет там, под завалами вещей.

Кстати по одной из гипотез, клаустрофобия это некий адаптационный сбой. Первобытный человек много времени проводил на открытых пространствах. Ему важно видеть перспективу, иметь хороший обзор. Это безопасно. Но при этом, он должен быть скрыт от взглядов окружающих. Поэтому и сейчас мы выбираем уютные квартиры с хорошим видом.

Эта картинка стояла в одной из моих статей. Масса людей написали, что мечтали бы о таком виде, что весьма объяснимо с эволюционной точки зрения.
Эта картинка стояла в одной из моих статей. Масса людей написали, что мечтали бы о таком виде, что весьма объяснимо с эволюционной точки зрения.

С другой стороны, масштаб помещения должен быть соразмерным человеку. Интересное наблюдение. Королевские кровати с пологом, возможно не только способ сохранить тепло в большом замке, но еще и подсознательный способ укрыться в огромном (зачастую) помещении. Это способ ограничить границы пространства более уютными размерами.

Это спальня из Замка Максима Галкина в деревне Грязь. Вроде все этой спальне красиво, но как-то неуютно. На мой взгляд при таких потолках и вдобавок "вертикальных" обоях создается ощущение, что кровать стоит в спортзале. Даже картина или какой-нибудь масштабный декор на стене сделал бы пространство более соразмерным. Они добавили бы членений этим вертикальным полоскам.
Это спальня из Замка Максима Галкина в деревне Грязь. Вроде все этой спальне красиво, но как-то неуютно. На мой взгляд при таких потолках и вдобавок "вертикальных" обоях создается ощущение, что кровать стоит в спортзале. Даже картина или какой-нибудь масштабный декор на стене сделал бы пространство более соразмерным. Они добавили бы членений этим вертикальным полоскам.

2. Коридоры

Как ни странно, но коридоры нужны! Это как тропинки, которые ведут от одной открытой поляны до другой. Они задают навигацию и предвосхищают радость открытия при переходе из одного помещения в другое.

Лучше всего если эти переходы будут не просто прямолинейными, а какими-нибудь изогнутыми.

«Нам также нравятся изогнутые дорожки, например, возможно, потому, что они создают то, что психологи-экологи называют «загадкой» — идея в том, что нам нравится находиться в ситуациях, которые вы могли бы назвать «раскрытием»

Колин Эллард, профессор когнитивной неврологии в Канаде

3. Симметрия

В природе очень много симметрии. И она нам нравится. Более того, недавние исследования показали, что из всего многообразия лиц, показанных испытуемым, неизменно самыми красивыми признавались те, которые имеют идеальную симметрию. Причем, они были искусственно сгенерированы. То же самое относится и к архитектуре. Симметрия - самый простой и верный способ композиции.

Интерьер Келли Уистлер. Здесь применен эффект симметрии и контраста.
Интерьер Келли Уистлер. Здесь применен эффект симметрии и контраста.

4. Контраст

Простые исследования показывают, что нам более нравятся контрастные картинки. И это обусловлено эволюцией. Более контрастный вид позволял вычленить очертания хищника в условиях природной среды.

Поэтому даже монохромные интерьеры должны быть контрастными. То есть сочетать разные оттенки по светлоте одного и того же цвета. Иначе картинка вся сольется и будет подсознательно некомфортно.

Признаюсь, такой эффект я испытала, когда окрасила всю комнату с окнами на юг в белый цвет. Границы помещения растворились в абсолютно белой комнате. И только после того, как занесли мебель, повесили картины в черных рамках это ощущение дискомфорта исчезло.

5. Орнамент

Почему на находим орнаменты красивыми? Потому что в них есть порядок и предсказуемость. Мы следим за линиями узора, мозг считывает информацию и обрабатывает ее. Мы получаем эстетическое удовольствие в результате выработки эндорфина. Кстати, предметы искусства, растения тоже вызывают у нас подобные ощущения.

А кроме того, повторяемость одних и тех же форм, так же дарит радость выявления связей между предметами и образами.

6. Фактуры

Все выше перечисленное относилось к картинке, визуальному восприятию интерьера.

Помните, пару дней назад я размещала опрос, что для вас важно при оценке интерьера.

М. Хейлиг, изобретатель Sensorama, первого в мире мультисенсорного аппарата виртуальной реальности расположил порядок, в котором, по его мнению, захватывается внимание человека: 70% приходится на зрение, прослушивание – 20%, обоняние – 5%, прикосновение – 4%, вкус – 1%.

Опытным путем доказано, что фактурные поверхности зданий воспринимаются человеком лучше, чем абсолютной гладкие. Вероятно, таким образом мозг получает больше информации для анализа. А кроме того, как мы видим, что важны и тактильные ощущения и даже положение тела в пространстве. К примеру, ваши впечатления о бизнес-зале аэропорта с удобными креслами, где вы комфортно скоротали время между рейсами, будет лучше нежели общий зал с неудобным сидением.

Недавно в магазине продавец мне рассказывала, что неизменно все покупатели останавливались у мраморной столешницы, которая была обработана необычным образом, она была не гладко полированной, а фактурной. Практически ни один посетитель не прошел мимо, не погладив ее рукой.

7. Новизна

Мы склонны привыкать к обстановке, не замечать ее уродства или красоты. Поэтому важен и эффект новизны, когда какие-то изменения в интерьере начинают доставлять удовольствие. К примеру, новый предмет искусства или даже букет цветов.

-4

Безусловно, восприятие красоты субъективно и зависит не только от генетической памяти, но так же и от опыта, образования и интеллекта. И чем всего этого больше, тем большее количество вещей покажутся красивыми.