Именитый итальянский режиссер Карло Лицциани создавал фильм «Бандиты в Милане» как некий экспериментальный проект, а по сути, сформировал новый жанр. Мы подразумеваем преимущественно итальянское явление – еврокрайм. У каждого апеннинского направления в кино есть свое начало.
Джалло стартовало с «Девушки, которая слишком много знала», спагетти-вестерн – с «Дороги к форту Аламо», а еврокрайм – с «Бандитов в Милане». Кроме всего прочего именно данная картина позволяет утверждать, что бандитские ленты в Италии, начавшись под влиянием вестернов («Небо над Сицилией»), затем всё-таки перешли в сферу воздействия классического нуара.
Карло Лицциани в своё время не просто создавал мрачные криминальные драмы («Золото Рима»), но в качестве сценариста превзошел многих своих заокеанских коллег – достаточно вспомнить номинированный на «Оскар» «Горький рис». Хотя в указанном случае он решил использовать приемы, казалось бы, ушедшего в небытие нуара.
В итоге создает ленту, которая оказала мощнейшее воздействие на европейский кинематограф в целом, содействуя рождению и нео-нуара, и еврокрайма, и полара. Хотя это всё произошло не на пустом месте. В «Бандитах» читаются следы «Обнаженного города» Жаля Дассена и «газетной трилогии» Фрица Ланга. Что показательно, режиссеры, начинавшие свою карьеру в Европе.
Сюжет фильм завязывается как своего рода телевизионный репортаж, повествующий о нарастании насилия в обществе, криминализации социума. Вы будто бы сидите за телевизором и с испугом взираете за уголовными зарисовками из «действительной жизни»: рэкет, вымогательство, сводничество и т.д.
Интервью берут у отбывшего срок за ограбление банков Калаверо, который утверждает, что молодежь стала беспринципной. Дескать, ранее налетчики были почти-то джентльменами и вели себя более человечно. Однако эти слова ничего не значат, ибо это показное позерство, что демонстрируется через реконструкцию новых ограблений банков, совершенных бандой Калаверо.
Это - не просто грабители, это – серийные налетчики. Они «берут» один банк за другим в течение одного часа. При этом, когда ситуация выходит из-под контроля, не считаются с жертвами. Бандиты готовы стрелять по сторонам прямо на улице, только бы уйти от преследования.
В этой части фильм походит на другую криминальную реконструкцию «Резня в день святого Валентина» (1967), именно из этого вышедшего буквально «накануне» фильма был заимствован прием – показ последних часов жизни персонажей, которым «уготовано» погибнуть.
Только в «бандитах Милана» это не ирландские гангстеры, перешедшие дорогу Аль Капоне, а обычные мирные жители: водитель грузовика, идущий на занятия юноша, подвозящий отца-пенсионера на автомобиле сын и т.д. Весьма интересно, что в 1968 году публика ещё не разбегается при звуках выстрелов, а бурно негодует (фабула картины базируется на реальных событиях). Пройдет несколько лет и ситуация кардинально изменится. Наступит «эпоха герильи», прозванная за количество пуль, выпущенных на улицах, «свинцовыми семидесятыми».