Найти тему
Mamadeutsch

Средневековый немецкий юмор. Часть 4. От Средневековья к Ренессансу. Немецкий шванк

Оглавление

В эпоху Раннего и начала Классического Средневековья в западноевропейской культуре все, что относилось к веселью, порицалось и запрещалось. Смех начинает занимать там прочное место с 13 века. В Европе возникают и распространяются разные формы смеховой культуры: всеобщие празднества карнавального типа, смеховые обряды, пародийная литература.

Обложка для сборника Я. Фрея "Общество в саду", старинная ксилография. Фото: Deutsche Schwänke von A. Wesselski.
Обложка для сборника Я. Фрея "Общество в саду", старинная ксилография. Фото: Deutsche Schwänke von A. Wesselski.

Источником произведений европейской смеховой культуры являются восточные легенды, которые были собраны во времена крестовых походов и которые обрели некоторые черты христианства при дальнейшем пересказе. Первые юмористические тексты появляются в Европе в средние века. Одним из первых смеховых жанров, сложившихся к 12-13 вв. являются французские фаблио – небольшие сатирические или развлекательные рассказы, которые были насыщены чертами городской жизни и существовавшие первоначально в устной форме. Фаблио оказали большое влияние на европейскую литературу. Под их влиянием в Италии рождается жанр фацетии, а в Германии – жанр шванка, который мы разберем к этой статье.

Что такое шванк?

Шванк появляется и переживает свой расцвет в 15-16 вв. Это веселый, шутливый рассказ, прозаический или стихотворный, как правило небольшого объема (но есть и достаточно объемные шванки), для которого характерен грубый юмор, часто переходящий в непристойность. В шванке обязательно представлен комический конфликт и изображены разные социальные типы (такие как крестьянин, священник, адвокат и др.) или персонажи с отрицательными чертами (глупец, хвастун, гордец), которые обводят друг друга вокруг пальца и ставят в неудобное положение. Предназначением шванка является смех, причем грубый комизм произведений этого жанра не является их самоцелью, он – лишь средство раскрытия смешных и абсурдных сторон общественной жизни.

Средневековый немецкий юмор. Часть 1. Карнавал или двойная жизнь бюргеров
Mamadeutsch29 октября 2022

Поучительность – другая важная черта шванка. Поскольку шванк развивается уже в эпоху Возрождения, то к средневековому карнавальному смеху добавилось выделение человека из толпы и нравственная оценка его поступков. То есть шванк выполняет две функции – развлекательную и дидактическую. Есть авторы, у которых развлекательная составляющая преобладает над поучительной, и есть те, у которых все наоборот.

Мораль важна для композиции произведения. Она заканчивает рассказ, придает ему завершенную форму, иногда обрамляет его, когда присутствует в начале и в конце. В качестве морали часто используются пословицы, которые были распространены и любимы в 15-16 вв.

Один горожанин нанял сыну учителя, чтобы тот обучил его изящным искусствам, доброй морали и благородному повелению. Год или два спустя он осведомился об успехах сына. Учитель сказал, что успехи отличные. И отец спросил: «А в карты он играет?» Учитель говорит: играет. «Что ж, это не вредно, - сказал отец, - это ему в жизни пригодится. А по бабам он ходит?» Учитель говорит: ходит. Отец в ответ: «Оно и неплохо, пусть погрешит, а потом, глядишь, из него выйдет что-нибудь путное. А лгать ему случается?» Учитель говорит: «Да от него ни единого слова правды еще никто не слышал». – «Вот это плохо, - сказал отец, - теперь я вижу, что на него нечего надеяться, потому как ложь – это такой порок, который с годами только усиливается, тогда как другие слабеют и постепенно сходят на нет. Поэтому ложь особенно позорная штука». И впрямь: для человека нет ничего большего, нежели вера; если теряешь ее, то теряешь и самого себя. Есть и пословица: кто лжет, тот и тащит. И еще: распутство, ложь и воровство одно имеют естество. Хотя кое-кто в этом сомневается, потому что вовсе не обязательно совершать все мыслимые злодейства сразу, чтобы прослыть злодеем, вполне довольно и одного.
Й. Паули, сборник «В шутку и всерьез», 1522. Перевод В. Топорова

По-немецки жанр называется Schwank – слово, которое, по-видимому, производно от глагола schwingen качать, махать, размахивать (в значении «размахивать оружием и наносить им удар»). Всех персонажей шванка можно условно разделить на две группы: один игрок – активная фигура, наносящая удар, и его противник – пассивная фигура, которая этот удар принимает. Они же противопоставлены друг другу в конце как победитель и побежденный, так как действие всего произведения и его смысл заключается в победе одного и разоблачению другого.

Из Дрезденского кодекса, начало - середина 14 в. Фото: en.wikipedia.org
Из Дрезденского кодекса, начало - середина 14 в. Фото: en.wikipedia.org

Шванки как правило разыгрываются в конкретной местности – Бодензее, Эрфурте, Брейсгау, Баварии, Франконии и других. Героями являются собирательные образы – торговцы, монахи, священники, ремесленники, шуты, соседи, жители определенных земель и так далее.

В шванке есть зачин, в котором читателю представляется место действия и персонажи, основная часть с самым «острым», смешным моментом, который называется пуантой, и концовка – как правило нравоучительный вывод автора из описанной ситуации.

Средневековый немецкий юмор. Часть 2. Три главных образа комических произведений
Mamadeutsch5 ноября 2022

Комический эффект

Комический эффект в шванке в основном восходит к средневековой площадной культуре – когда один из важных напыщенных персонажей теряет в конце свою значимость из-за действий другого персонажа или просто в результате сложившихся обстоятельств. Знаменитый русский культуролог и литературовед Михаил Михайлович Бахтин назвал это явление «комическим развенчанием».

КАК ТОЛСТЫЙ ПОП ВОЗНАМЕРИЛСЯ ДОСТИЧЬ КОРОЛЕВСТВА И ВВАЛИЛСЯ В ВОЛЧЬЮ ЯМУ, ПЫТАЯСЬ ПОЙМАТЬ УТКУ
… Случилось так, что в крещенский сочельник он [поп] припустился в другую деревню, где намеревался играть с крестьянами в короля, но задержался в своем Вихе, где тоже играл в короля, и потому припозднился. А неподалеку от деревни, куда он держал путь, крестьяне в тот самый день выкопали глубокую волчью яму и, как водится, забили в нее сенной шест с корзиной, где сидела утка, чтобы лисы или волки сбегались на ее кряканье и падали в яму. Приближаясь к деревне, добрый священник услышал в поле утиное кряканье и подумал про себя: «Эта утка ушла из деревни, ее мог бы поймать и слопать лис. Так не лучше ли мне поймать утку и свернуть ей шею; я припрячу ее, а после ужина по дороге домой прихвачу, и завтра на ужин у меня будет хорошее жаркое». С такими мыслями священник приближался к утке, и чем ближе он подходил к ней, тем громче она крякала. А яма была прикрыта разным хворостом и соломой, и немудрено, что священник видел лишь твердую почву у себя под ногами в поисках крякающей утки, опасаясь, как бы она не ускользнула. Поспешая к добыче, неуклюжий поп ввалился в волчью яму. Утка закрякала еще громче, ее услышал голодный волк, прибежал на ее кряканье и тоже ввалился в яму к священнику…
Й. Викрам, сборник «Дорожная книжица», 1555. Перевод В. Микушевича

Шванк получает распространение в тот период, когда в стране были сильны антиклерикальные настроения, поэтому в произведениях четко видно осуждение духовных лиц; низшие классы аристократов представлены как исторический пережиток. Условием возникновения смеха часто является классовое чувство, когда автор, а вместе с ним и читатель встают на сторону определенного класса, что изначально настраивает читателя враждебно по отношению к другому социальному классу. Очень важно, чтобы читатель не почувствовал себя задетым пуантой шванка, ведь тогда получается, что смеются над ним, а этого не предполагалось.

Авторами шванков были преимущественно представители бюргерства. Это Йорг Викрам, Якоб Фрей, Мартин Монтан, Михаэль Линденер, правда есть и представитель духовенства – Йоганнес Паули – его шванки отмечены очень длинными моралями, которые иногда превышали описание самого действия. Но если классовая принадлежность авторов шванков ясна, то с читателями дело обстоит сложнее: в книгах нет конкретных указаний, кому они предназначаются, в противном случае это могло бы сократить их продажи.

Конец жанра

С течением времени сюжет шванков адаптируется к современности, появляются новые персонажи, старые исчезают. С 17 века начинается постепенный упадок жанра, и большинство шванков этого периода представляют собой переработку старого материала, новые сюжеты появляются редко. В 18 – 19 вв. шванк приближается по характеру и структуре к анекдоту, а с 20 в. жанр прекращает свое развитие и существует в застывшей форме.

Можно предположить, что жанр шванка угас из-за усложнения требований к литературным комическим произведениям, а также из-за изменений в областях, подлежащих осмеянию, ибо то, что раньше было смешным, перестало быть таковым. Изменилось и отношение к предмету шутки. Это касается, например, вопросов лечения, судебных дел, особенностей разных профессий, так как эти стороны жизни со временем приобрели черты, сделавшие смех над их прежним состоянием неактуальным.

Средневековый немецкий юмор. Часть 3. От Средневековья к Возрождению. Типовые шутки
Mamadeutsch15 ноября 2022