В эпоху Раннего и начала Классического Средневековья в западноевропейской культуре все, что относилось к веселью, порицалось и запрещалось. Смех начинает занимать там прочное место с 13 века. В Европе возникают и распространяются разные формы смеховой культуры: всеобщие празднества карнавального типа, смеховые обряды, пародийная литература.
Источником произведений европейской смеховой культуры являются восточные легенды, которые были собраны во времена крестовых походов и которые обрели некоторые черты христианства при дальнейшем пересказе. Первые юмористические тексты появляются в Европе в средние века. Одним из первых смеховых жанров, сложившихся к 12-13 вв. являются французские фаблио – небольшие сатирические или развлекательные рассказы, которые были насыщены чертами городской жизни и существовавшие первоначально в устной форме. Фаблио оказали большое влияние на европейскую литературу. Под их влиянием в Италии рождается жанр фацетии, а в Германии – жанр шванка, который мы разберем к этой статье.
Что такое шванк?
Шванк появляется и переживает свой расцвет в 15-16 вв. Это веселый, шутливый рассказ, прозаический или стихотворный, как правило небольшого объема (но есть и достаточно объемные шванки), для которого характерен грубый юмор, часто переходящий в непристойность. В шванке обязательно представлен комический конфликт и изображены разные социальные типы (такие как крестьянин, священник, адвокат и др.) или персонажи с отрицательными чертами (глупец, хвастун, гордец), которые обводят друг друга вокруг пальца и ставят в неудобное положение. Предназначением шванка является смех, причем грубый комизм произведений этого жанра не является их самоцелью, он – лишь средство раскрытия смешных и абсурдных сторон общественной жизни.
Поучительность – другая важная черта шванка. Поскольку шванк развивается уже в эпоху Возрождения, то к средневековому карнавальному смеху добавилось выделение человека из толпы и нравственная оценка его поступков. То есть шванк выполняет две функции – развлекательную и дидактическую. Есть авторы, у которых развлекательная составляющая преобладает над поучительной, и есть те, у которых все наоборот.
Мораль важна для композиции произведения. Она заканчивает рассказ, придает ему завершенную форму, иногда обрамляет его, когда присутствует в начале и в конце. В качестве морали часто используются пословицы, которые были распространены и любимы в 15-16 вв.
Один горожанин нанял сыну учителя, чтобы тот обучил его изящным искусствам, доброй морали и благородному повелению. Год или два спустя он осведомился об успехах сына. Учитель сказал, что успехи отличные. И отец спросил: «А в карты он играет?» Учитель говорит: играет. «Что ж, это не вредно, - сказал отец, - это ему в жизни пригодится. А по бабам он ходит?» Учитель говорит: ходит. Отец в ответ: «Оно и неплохо, пусть погрешит, а потом, глядишь, из него выйдет что-нибудь путное. А лгать ему случается?» Учитель говорит: «Да от него ни единого слова правды еще никто не слышал». – «Вот это плохо, - сказал отец, - теперь я вижу, что на него нечего надеяться, потому как ложь – это такой порок, который с годами только усиливается, тогда как другие слабеют и постепенно сходят на нет. Поэтому ложь особенно позорная штука». И впрямь: для человека нет ничего большего, нежели вера; если теряешь ее, то теряешь и самого себя. Есть и пословица: кто лжет, тот и тащит. И еще: распутство, ложь и воровство одно имеют естество. Хотя кое-кто в этом сомневается, потому что вовсе не обязательно совершать все мыслимые злодейства сразу, чтобы прослыть злодеем, вполне довольно и одного.
Й. Паули, сборник «В шутку и всерьез», 1522. Перевод В. Топорова
По-немецки жанр называется Schwank – слово, которое, по-видимому, производно от глагола schwingen – качать, махать, размахивать (в значении «размахивать оружием и наносить им удар»). Всех персонажей шванка можно условно разделить на две группы: один игрок – активная фигура, наносящая удар, и его противник – пассивная фигура, которая этот удар принимает. Они же противопоставлены друг другу в конце как победитель и побежденный, так как действие всего произведения и его смысл заключается в победе одного и разоблачению другого.
Шванки как правило разыгрываются в конкретной местности – Бодензее, Эрфурте, Брейсгау, Баварии, Франконии и других. Героями являются собирательные образы – торговцы, монахи, священники, ремесленники, шуты, соседи, жители определенных земель и так далее.
В шванке есть зачин, в котором читателю представляется место действия и персонажи, основная часть с самым «острым», смешным моментом, который называется пуантой, и концовка – как правило нравоучительный вывод автора из описанной ситуации.
Комический эффект
Комический эффект в шванке в основном восходит к средневековой площадной культуре – когда один из важных напыщенных персонажей теряет в конце свою значимость из-за действий другого персонажа или просто в результате сложившихся обстоятельств. Знаменитый русский культуролог и литературовед Михаил Михайлович Бахтин назвал это явление «комическим развенчанием».
КАК ТОЛСТЫЙ ПОП ВОЗНАМЕРИЛСЯ ДОСТИЧЬ КОРОЛЕВСТВА И ВВАЛИЛСЯ В ВОЛЧЬЮ ЯМУ, ПЫТАЯСЬ ПОЙМАТЬ УТКУ
… Случилось так, что в крещенский сочельник он [поп] припустился в другую деревню, где намеревался играть с крестьянами в короля, но задержался в своем Вихе, где тоже играл в короля, и потому припозднился. А неподалеку от деревни, куда он держал путь, крестьяне в тот самый день выкопали глубокую волчью яму и, как водится, забили в нее сенной шест с корзиной, где сидела утка, чтобы лисы или волки сбегались на ее кряканье и падали в яму. Приближаясь к деревне, добрый священник услышал в поле утиное кряканье и подумал про себя: «Эта утка ушла из деревни, ее мог бы поймать и слопать лис. Так не лучше ли мне поймать утку и свернуть ей шею; я припрячу ее, а после ужина по дороге домой прихвачу, и завтра на ужин у меня будет хорошее жаркое». С такими мыслями священник приближался к утке, и чем ближе он подходил к ней, тем громче она крякала. А яма была прикрыта разным хворостом и соломой, и немудрено, что священник видел лишь твердую почву у себя под ногами в поисках крякающей утки, опасаясь, как бы она не ускользнула. Поспешая к добыче, неуклюжий поп ввалился в волчью яму. Утка закрякала еще громче, ее услышал голодный волк, прибежал на ее кряканье и тоже ввалился в яму к священнику…
Й. Викрам, сборник «Дорожная книжица», 1555. Перевод В. Микушевича
Шванк получает распространение в тот период, когда в стране были сильны антиклерикальные настроения, поэтому в произведениях четко видно осуждение духовных лиц; низшие классы аристократов представлены как исторический пережиток. Условием возникновения смеха часто является классовое чувство, когда автор, а вместе с ним и читатель встают на сторону определенного класса, что изначально настраивает читателя враждебно по отношению к другому социальному классу. Очень важно, чтобы читатель не почувствовал себя задетым пуантой шванка, ведь тогда получается, что смеются над ним, а этого не предполагалось.
Авторами шванков были преимущественно представители бюргерства. Это Йорг Викрам, Якоб Фрей, Мартин Монтан, Михаэль Линденер, правда есть и представитель духовенства – Йоганнес Паули – его шванки отмечены очень длинными моралями, которые иногда превышали описание самого действия. Но если классовая принадлежность авторов шванков ясна, то с читателями дело обстоит сложнее: в книгах нет конкретных указаний, кому они предназначаются, в противном случае это могло бы сократить их продажи.
Конец жанра
С течением времени сюжет шванков адаптируется к современности, появляются новые персонажи, старые исчезают. С 17 века начинается постепенный упадок жанра, и большинство шванков этого периода представляют собой переработку старого материала, новые сюжеты появляются редко. В 18 – 19 вв. шванк приближается по характеру и структуре к анекдоту, а с 20 в. жанр прекращает свое развитие и существует в застывшей форме.
Можно предположить, что жанр шванка угас из-за усложнения требований к литературным комическим произведениям, а также из-за изменений в областях, подлежащих осмеянию, ибо то, что раньше было смешным, перестало быть таковым. Изменилось и отношение к предмету шутки. Это касается, например, вопросов лечения, судебных дел, особенностей разных профессий, так как эти стороны жизни со временем приобрели черты, сделавшие смех над их прежним состоянием неактуальным.