Рассказ Николая Лескова, написанный в 1883 году, и спектакль, поставленный по мотивам этого рассказа в Новом театре Эдуардом Бояковым в 2022 году. Есть много интересных подробностей и о лесковском сочинении, и о переносе его на сцену.
Создание спектакля – от замысла до премьеры – заняло почти пять месяцев. Параллельно с тем, как шла работа над пьесой, в здании - резиденции Нового театра приводили в порядок интерьеры.
Литературоведы не могут сказать, как долго Лесков писал рассказ «Тупейный художник». Известно лишь, что имя героини Любовь Анисимовна встречается в набросках к роману «Соколиный перелёт», над которым Лесков работал в начале восьмидесятых годов XIX века.
«Лубянский гримёр» - первый в России иммерсивный спектакль, где зрителей ведут не одним, а сразу четырьмя маршрутами, так что каждая группа видит свою версию сюжета.
Впервые рассказ «Тупейный художник» опубликован в журнале, малозаметном в литературном процессе – «Художественном журнале с приложением художественного альбома». Журнал просуществовал недолго и, в отличие от Лескова, не оставил заметного следа в истории русской литературы.
Пьеса «Прекрасная Саконтала», которую в спектакле «Лубянский гримёр» играют артисты крепостного театра, написана на основе пьесы Николая Карамзина «Сцены из «Саконталы», индийской драмы» и пьесы Константина Бальмонта «Шакунтала». Оба литератора переводили древнеиндийский текст, сюжет которого, вероятно, был заимствован из эпоса «Махабхарата».
Почти незамеченный современниками рассказ Лескова в ХХ веке стал одним из самых читаемых произведений русской классики. В 1981 году в издательстве «Детская литература» «Тупейный художник» был напечатан рекордным тиражом – два миллиона экземпляров.
В спектакле «Лубянский гримёр» в роли графа Каменского, помимо Леонида Якубовича, заняты ещё четыре актёра: Кирилл Анохин, Артём Орлов, Василий Слюсаренко и Эдуард Флёров.
В рассказе Лескова говорится, что отличавшегося жестокостью старого графа зарезали его крепостные люди. На самом деле семидесятилетнего графа зарубил топором его личный лакей, мальчишка, подкупленный родной сестрой, графской любовницей.
В советские времена рассказ «Тупейный художник» был дважды экранизирован: в 1923 году на экраны вышел фильм «Комедиантка» режиссёра Александра Ивановского, в 1971 режиссёр Илья Авербах снял фильм «Драма из старинной жизни».
Вот что писали о премьере в Новом театре российские СМИ и блогеры:
Эдуард Бояков, постоянно декларируя приверженность "традиционным ценностям", делает при этом новаторский иммерсивный театр.
Разделившись на четыре группы, зрители собираются в разных локациях, откуда им предстоит совершить променад по закулисью крепостного театра жестокого Графа.
Чтобы сложить сюжетный пазл истории по-новому, зрителю захочется прийти в театр ещё раз.
Спектакль «Лубянский гример» – это эксперимент, это коллаж, это несколько сортов яблок, привитых к традиционной какой-нибудь антоновке, то есть к традиционному театру.
История гораздо глубже, чем история любви двух людей, она очень русская…