В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения Владимира Клавдиевича Арсеньева. Талантливый писатель, путешественник, следопыт и ученый посвятил свою жизнь изучению природы и народов Дальнего Востока. Книги Арсеньева переведены более чем на 30 языков мира. А две из них - «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала», легли в основу художественного фильма, снятого японским режиссером Акирой Куросава и получившего главную мировую кинонаграду – премию «Оскар».
Самурай с русской душой
К середине 70-х годов прошлого века Акира Куросава уже считался одним из самых известных режиссеров мирового кино, обладателем множества престижных кинонаград. Как получилось, что признанный мастер впервые решил взяться за съемки фильма не на японском языке, еще и не где-нибудь, а в СССР?
«У Куросавы всегда было особое отношение к России, - отмечает японист и литературовед Елена Катасонова. - В его творческой биографии три фильма, основанных на произведениях русских писателей: «Идиот» Достоевского, «На дне» Горького и «Дерсу Узала» Арсеньева. Мотивы, взятые из русской литературы, прослеживаются и во многих других работах режиссера. Он воспитывался на русской классике, любил русскую культуру и русскую природу, имел много друзей среди наших режиссеров и артистов. Его высоко ценили в Советском Союзе. Некоторые из его фильмов с успехом шли на советском экране».
В 1971 году Акира Куросава впервые приехал в нашу страну. На VII Московском кинофестивале он представлял свою картину «Под стук трамвайных колес». В Москве Куросава много общался с советскими режиссерами, актерами, киноведами. На одной из таких встреч ему поступило предложение снять фильм в СССР. Причем ему предложили не очередной совместный проект, а возможность снять свой авторский фильм по одному из произведений русских или советских писателей. Более того, творческий выбор оставался во всем за ним, тогда как финансирование картины и все техническое обеспечение съемок брала на себя советская сторона.
Какое-то время Куросава не мог поверить в происходящее. У него появился шанс на исполнение своей давней мечты: поставить фильм по книге русского писателя-путешественника, исследователя Уссурийского края Владимира Арсеньева.
«В прошлом веке Арсеньевым зачитывались не только в СССР. Его перевели в Японии, и одним из поклонников русского автора был Куросава, - рассказывает Елена Катасонова. - Арсеньева он прочитал еще в конце 1940-х годов и уже тогда загорелся желанием поставить фильм по его прозе. Причем, сначала хотел разыграть сюжет, как обычно, на северном острове Хоккайдо, где снимал инсценировки произведений русских писателей».
«На Хоккайдо такой фильм по-настоящему не мог бы получиться. Там иные, не похожие на Уссурийскую тайгу, масштабы природы. Там не мог бы жить такой человек, как Дерсу Узала. Эту картину нужно было снимать на русской Земле, но тогда, двадцать лет назад, это было невозможно», - признался Император японского кино в 1975 году в одном из интервью.
Однако несмотря на такое заманчивое предложение и шанс воплотить мечту, Куросава взял время на размышление, которое растянулось на целый год. И в этот году едва не случилось страшное. Режиссер, находившийся в то время в творческом, жизненной и финансовом кризисе, совершил попытку самоубийства. К счастью, его спасли. И в 1972 г. Акира Куросава отправляется в СССР снимать кино.
Восемь месяцев в тайге
Съемкам предшествовал сложный и длительный подготовительный период, включавший написание сценария, подбор актеров. В основу сценария фильма легли две книги Арсеньева - «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». На роль Дерсу Узала первоначально планировался японский актер Тосиро Мифунэ – многолетний друг и соратник Куросава, звезда «Семи самураев», «Расёмона» и «Телохранителя». После его отказа рассматривались кандидатуры нанайского певца Кола Бельды, бурятского танцовщика Цыдена Бадмаева и даже … Михаила Ульянова. Но в итоге на главные роли режиссер утвердил неизвестного тувинского артиста Максима Мунзука (Дерсу Узала) и Юрия Соломина, воплотившего на экране образ Владимира Арсеньева.
Места для съемок оператору Федору Добронравову и художнику Юрию Ракше помогал выбирать известный арсеньевский краевед Вячеслав Гусельников, чей отец лично был знаком с Арсеньевым.
Первые кадры фильма были сняты 28 мая 1974 года. Юрий Соломин вспоминал: «Первый съемочный день был как первомайская демонстрация. Весь город собрался возле гостиницы «Таежная». Нам с трудом удалось пройти к автобусу».
С того дня ежедневно от гостиницы «Таежная» в окрестности Арсеньева, на натуру, отправлялось до 100 человек и больше – осветители, пиротехники, бутафоры, реквизиторы, гримеры, звукооператоры, актеры, операторы, режиссеры.
Съемки продолжались 8 месяцев, о которых с большой теплотой и ностальгией затем вспоминали все участники. Вспоминали о том, как жили в палатках без электричества, как снимали без выходных с раннего утра до позднего вечера.
Акиру Куросава вспоминают как тихого, скромного, но в то же время очень требовательного человека. Для него не существовало мелочей. К примеру, в рюкзак Арсеньева он укладывал те вещи, которые были описаны в дневнике Владимира Клавдиевича. Соломин позже признавался: «Я с трудом поднимал этот рюкзак – такая получалась тяжесть». Что же тогда говорить о натурных съемках? Куросава настаивал: «Мы должны пройти арсеньевской тропой. Снять фильм в месте его путешествий!». Для этого пришлось прибегнуть к помощи местных знатоков тайги, исходивших ее вдоль и поперек, постигших ее законы, разгадавших ее тайны. Так в киногруппе оказался местный егерь Леонид Данилевич.
Куросава, как и все, жил в гостинице «Таежная» в центре Арсеньева. Сейчас об этом напоминает мемориальная табличка у входа в номер.
Вообще, удивителен сам факт, что иностранная съемочная группа жила и работала в закрытом в ту пору городе, на территории которого располагались секретные военные заводы.
«Акира Куросава и его японские коллеги были первыми иностранцами, кто приехал в наш город», - говорит бывший мэр Арсеньева Владимир Беспалов.
Многие местные жители на время стали актерами, снимаясь в массовке, помогали съемочной группе.
«Поддержка города чувствовалась во всем. Нужно выкопать большую яму, проредить лес для оператора - на помощь приходили солдаты. Не помню ни одного простоя, который бы случился по вине города, пообещал и не дали. Администрация работала как часы. Куросава таким отношение был потрясен. Помню, он весь просиял, когда ему сказали, что в городе объявились добровольцы, которые готовы помочь декорировать тайгу», - вспоминал Леонид Данилевич.
«Город взял на себя ответственность за будущий успех фильма, - продолжает Владимир Беспалов. – Разумеется, нас волновал престиж страны. Разумеется, нас вдохновляло имя великого японского кинорежиссера. Но главным было все-таки другое. Арсеньевцы участвовали в съемках фильма о гольде-земляке. Ведь доподлинно известно, что Дерсу Узала родился недалеко от Анучино. Там располагалось его жилище и там же, в 1907 году, но присоединился к экспедиции Арсеньева».
«К нам местные жители относились по-доброму. Приглашали в гости, угощали. Помогали чем могли, - вспоминал позже Юрий Соломин. - Город небольшой, все друг друга знали. Мы за время съемок тоже можно сказать стали местными жителями».
Несмотря на плотный график съемок, регулярно устраивались творческие встречи с актерами – в районных домах культуры, в совхозах, в производственных коллективах, техникумах и школах.
Куросава настолько проникся добротой местных жителей, что пообещал им, что именно они станут первыми зрителями картины. И сдержал свое обещание. Премьера фильма «Дерсу Узала» состоялась в Арсеньеве в кинотеатре «Космос» 24 октября 1975 года.
«Если во время киноэкспедиции нам удалось добиться таких результатов, то этим и Куросава, и весь съемочный коллектив обязаны прежде всего арсеньевцам», - отметил на премьере директор картины Карлен Агаджанов.
После выхода фильма на экраны главным действующим лицам – Юрию Соломину и Максиму Мунзуку присвоили звание «Почётный гражданин города Арсеньева». А в 2002 году по ходатайству жителей это звание было присвоено и Акире Куросава (посмертно).
«Он вошел в леса нашего Приамурья, чтобы встретиться с замечательными героями книги В. Арсеньева и провести с ними дни, которые он потом назвал самыми счастливыми в свой жизни», - написал журнал «Советский экран» в 1975 году.
Рассказывают, что, покидая СССР после окончания работы, японский мэтр плакал в московском аэропорту.
До последних дней жизни Акиру Куросава и Юрия Соломина связывала теплая дружба. Русский актер нередко приезжал на гастроли в Японию и каждый раз встречался с мастером. А уже став художественным руководителем Малого театра, Соломин предложил японскому другу поставить спектакль по русской классике на старейшей московской сцене. Куросава воспринял эту идею с огромной радостью и энтузиазмом. Но воплотить ее в жизнь не успел.