Беда приходит всегда нежданно. Был свой кров, своё хозяйство, и вдруг ничего не стало. Ладно бы нажитое пошло на пользу людям, а то так, в пустоту.
Началась коллективизация. В каком году это происходило в местах, где жили мои предки, я не могу точно сказать. Но в то время нужно было отдать всё в колхоз и вести коллективное хозяйствование. Мой дед Пётр не противился новым порядкам. Что поделаешь, нужно привыкать жить по-новому. Мой дед был трудоголик, и это его спасало. Он без принуждения записался в колхоз и начал там работать. Вступила в колхоз и моя бабушка Ольга. Дедушка к любой работе относился по-хозяйски и вскоре стал бригадиром. Как бригадир он и от других требовал самоотдачи. Не всем это нравилось. Были люди, которые не хотели работать, ленились. Некоторые завистники не могли забыть его безбедную жизнь.
Всё коровы, кони и прочая живность были изъяты для колхоза. У дедушки был большой новый хлев для скота. В нём стали держать колхозных коров. А вот пчёлы почему-то не понадобились. Моя бабушка рассказывала, что ульи поджигали, ломали. Она долго помнила и рассказывала нам, как пчёлы летали над разрушенными домиками. Почему нельзя было пчёл забрать в колхоз, или кушать мёд колхозникам было зазорно?
У дедушки были хорошие холёные лошади. Их забрали в колхоз и на них пахали. На одной из дедушкиных лошадей пахал колхозник, не любивший животных. Лошадь это понимала и не хотела его слушаться. Он избил её до кровавых рубцов на спине. А сам со злостью приговаривал: "Что барское отродье, работать не хочешь? Я тебя заставлю." Это дошло до дедушки Петра. Он не выдержал, оттолкнул колхозника и приласкал лошадь. Лошадь, увидя хозяина, радостно заржала. А потом дедушка на этой лошади стал сам пахать. Лошадь вела себя безупречно и слушалась хозяина. Вечером дедушка пришёл домой, сел за стол, положил голову на руки и долго горько плакал. Всё стерпел, но этот случай вывел его из колеи.
Сад моих предков был вырублен. А ведь могли быть в колхозе свои яблоки. Остался только в конце сада ряд лип. Это было или вредительство или чистой воды глупость. Дорогой тарантас был разломан и сброшен в болото. После войны моя мама будучи ребёнком вместе с другими детишками бегали смотреть как торчат обломки этого тарантаса. Возможно в том болоте он лежит и сейчас. А дом сожгли. В семье сохранилась одна вещь из того дома, швейная машинка. Я храню её и сейчас, а в дальнейшем передам дочери.
Тяжёлое было время. Было много перегибов. Не умели сохранять то, что имели. А на полной разрухе строить новое было очень тяжело.