Домовой – «перть-ижанд, кудин-ижанд». Этот дух у вепсов считался самым добрым, он охранял крестьян от вторжения нечистой силы и являлся хранителем очага. Место его обитания была печь и пространство вокруг печи. Он был невидимым членом семьи, который заботиться о людях и требовал от них соблюдения определенных норм поведения. Крестьяне верили в то, что без домового изба не может существовать. Отношение к духу дома было доброжелательное; его уважали и называли «хозяином». В новую избу «хозяина» на житье приглашали тогда, когда постройка была сложена на пять – шесть венцов, но чаще всего этот переход осуществлялся уже при переезде в новое жилище.
Способов перевода домового в новый дом было много. В одних деревнях крестьяне выгребали из печи «жар» – угли, золу; складывали все это в пустой глиняный горшок и несли в новый дом, где при помощи еще горячих углей растапливали печь в новой избе. Считалось, что вместе с «жаром» в новую избу переходит и домовой. В других населенных пунктах при переселении в новое жилище домового переносили при помощи горбушки хлеба, отрезанной от непочатого каравая; её посыпали солью и помещали под печь. Затем брали хлеб (домового) и переезжали. Также можно было перевезти хозяина дома и в мешке. Для этого нужно было в открытый мешок позвать «хозяина», затем мешок завязать и идти с ним в новую избу. Войдя в нее, мешок развязывали – выпускали домового. Иногда домового духа переносили в старом лапте (насыпали в него землю, взятую из-под печи).
Были и другие способы, например, хозяева избы, вставали лицом к печи, делали три глубоких поклона и просили: «приди, кудин-ижанд, жить с нами на новое место». Затем хозяйка брала из печки золу и уголек, заворачивала в ткань и укладывала в горшок. Так она несла предполагаемого домового в новое жилище (нести нужно было бережно, чтобы не выронить своего счастья по дороге). Заходя в новую избу, нужно было осторожно перенести через порог правую ногу, а в руках в это время держать целую ковригу хлеба и петуха. Перешагнув порог, в избу пускали петуха и «катили» ковригу за печку. Если петух в это время прокукарекал – значит, домовой переселился в новую избу (хлеб – жертва домовому, петух – символ домового).
Автор статьи - Людмила Валентиновна Королькова, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Северо-Запада и Прибалтики Российского этнографического музея.