Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Тест на самооценку.

Один из самых распространенных и простых тестов на самооценку- лесенка. Подходит абсолютно для любого возраста. С детками можно смело проводить можно лет с 4-х.

Рисуем пять ступенек и сообщаем ребенку, что на пятой верхней ступеньке стоят самые умные, ответственные, способные, старательные, ловкие, красивые и т п дети. Внизу на первой-полная противоположность (не умные, не старательные, безответственные и далее по списку). На какой ступеньке ты?

После того, как ребенок указал, на какой ступеньке он сам, полезно задать следующие вопросы, чтобы понять, с чьей стороны он чувствует больше критичности: «как ты думаешь, на какую ступеньку тебя бы поставила мама? (Папа, бабушка, дедушка, учитель, воспитатель и т п).

Для детей дошкольного возраста адекватная самооценка-пятая ступень. В этом возрасте в норме еще нет такой критичности к себе.

Для детей старше 7 лет и взрослых хорошая самооценка-четвертая ступень, когда человек понимает, что не может быть самым-самым во всем (кто-то точно будет умнее, красивее, успешнее…), но достаточно хорош. К слову, завышенная самооценка не является психологической проблемой, т к практически никогда не создает дискомфорта самому человеку (в отличие от его окружения-кто знаком с нарциссом сейчас меня поймет, но это-отдельная тема).

Если человек ставит себя на третью и ниже ступеньку, то это говорит о заниженной самооценке. Идти ли с этим в терапию, взрослые решают самостоятельно, а вот ребенку родители обязательно должны помочь. Определить причину заниженной самооценки ребенка можно проведя диагностику психоэмоционального состояния.

Самооценка формируется в основном в зависимости от того, что говорят детям и какой опыт они проживают в семье. Уважение к личности ребенка, правильная похвала, мудрое отношение к ошибкам, поддержка и бережность, отсутствие сравнения с окружающими и, что очень важно, личный пример родителей-залог здоровой самооценки. Если родитель сам демонстрирует зависимость от чужого мнения, склонен себя критиковать и обесценивать, сравнивать-ребенок, проживая этот опыт, усваивает именно такую модель.

Автор: Колчева Татьяна Дмитриевна
Психолог, Аккредитованный детский психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru