Это самые частые вопросы профпевцов и преподов по вокалу
Вот последняя формулировка:
"Мой основной затык: смыкание. Как только пытаюсь сомкнуть "более плотно" - сразу всё разваливается, вместо движения смыкания как будто бы, так скажем, СЧН работает".
Я в таких случаях всегда начинаю с тестов и фонационных вдохов, чтобы исключить активное участие мышц клапанного аппарата.
1) прошу исполнить •бесшумный• вдох в •медленном• исполнении (с открытым ртом, с закрытым ртом по очереди) - оцениваю качество на наличие посторонних шумов, н-р, от вестибулярных складок, прошу исключить наличие тона голоса или фрая; прошу повторить подобные вдох выдох подряд три раза без продолжительных остановок (с открытым ртом, с закрытым ртом по три подхода по очереди)
2) прошу исполнить вдох с •лёгким стоном• в •медленном• исполнении (с открытым ртом, с закрытым ртом по очереди) - оцениваю качество на наличие посторонних шумов, н-р, от вестибулярных складок, прошу исключить наличие фрая; прошу повторить подобные вдох выдох со стоном подряд три раза без продолжительных остановок (с открытым ртом, с закрытым ртом по три подхода)
3) прошу исполнить вдох с •фраем• в •медленном• исполнении (с открытым ртом, с закрытым ртом по очереди) - оцениваю качество на наличие посторонних шумов, н-р, от вестибулярных складок, прошу исключить наличие тона голоса и оставить максимально атональный фрай; прошу повторить подобные вдох выдох с фраем подряд три раза без продолжительных остановок (с открытым ртом, с закрытым ртом по три подхода)
К этапам координации переходим, если успешно прошли тесты-упражнения 1-3
4) прошу исполнить вдох из двух фаз: •атональный фрай, переходящий постепенно в стабильный тон голоса• в •медленном• исполнении (с открытым ртом, с закрытым ртом по очереди) - оцениваю качество на наличие посторонних шумов, н-р, от вестибулярных складок, прошу плавно переходить из одной фазы в другую, каждой уделить время; прошу повторить подобные вдох выдох в двух фазах с фраем, переходящим в тон голоса, подряд три раза без продолжительных остановок (с открытым ртом, с закрытым ртом по три подхода)
5) задание 4 с обратным порядком: сначала фаза тона голоса, потом фрай, остальные пункты прежние
6) прошу исполнить вдох из трёх фаз: •атональный фрай, переходящий постепенно в стабильный тон голоса, а после возвращающийся обратно во фрай• в •спокойном• исполнении (с открытым ртом, с закрытым ртом по очереди) - оцениваю качество на наличие посторонних шумов, н-р, от вестибулярных складок, прошу плавно переходить из одной фазы в другую, каждой уделить время; прошу повторить подобные вдох выдох в трёх фазах с фраем, переходящим в тон голоса и возвращающимся обратно, подряд три раза без продолжительных остановок (с открытым ртом, с закрытым ртом по три подхода)
7) задание 6 с обратным порядком: сначала фаза тона голоса, потом фрай, потом снова фаза тона голоса, остальные пункты прежние
Стадия тренировки координации на атаках
Принцип заключается в использовании твёрдой, мягкой и придыхательных атак во время фонационных вдохов
8) исполнение придыхательной атаки (сначала фаза тока воздуха без шума и тона голоса, затем фаза постепенно проявляющегося тона голоса) с последующей фонацией на вдохе и выдохе в той же последовательности: придыхательная атака с последующей фонацией (с открытым ртом, с закрытым ртом по очереди) - оцениваю качество на наличие посторонних шумов, н-р, от вестибулярных складок, прошу плавно переходить из одной фазы в другую, каждой уделить время, фрай тоже не желателен, нужен чистый тон голоса; прошу повторить подобные вдох выдох подряд три раза без продолжительных остановок (с открытым ртом, с закрытым ртом по три подхода)
9) исполнение мягкой атаки (фаза постепенно проявляющегося тона голоса благодаря постепенному смыканию голосовых складок, а затем фаза фонации) на вдохе и выдохе в той же последовательности: мягкая атака с последующей фонацией (с открытым ртом, с закрытым ртом по очереди) - оцениваю качество на наличие посторонних шумов, н-р, от вестибулярных складок, прошу плавно исполнять приём, без спешки, с удержанием фазы фонации для оценки качества звучания, фрай тоже не желателен, нужен чистый тон голоса; прошу повторить подобные вдох выдох подряд три раза без продолжительных остановок (с открытым ртом, с закрытым ртом по три подхода)
10) исполнение твёрдой атаки (фаза предварительного смыкания голосовых складок, а затем фаза фонации) на вдохе и выдохе в той же последовательности: твёрдая атака с последующей фонацией (с открытым ртом, с закрытым ртом по очереди) - оцениваю качество на наличие посторонних шумов, н-р, от вестибулярных складок, прошу плавно исполнять приём, без спешки, с удержанием фазы фонации для оценки качества звучания, фрай тоже не желателен, нужен чистый тон голоса; прошу повторить подобные вдох выдох подряд три раза без продолжительных остановок (с открытым ртом, с закрытым ртом по три подхода)
С одной стороны, эти упражнения тесты, указывающие на трудности с координацией, с другой стороны - это упражнения, практикуя которые тренируешь координацию
Можно добавить к упражнениям vocal straw от большой широкого диаметра трубочки можно переходить к более узкой в просвете и усложнять задачу
Работайте с фиксацией на видеокамеру, что не услышите сами, покажет она😘😻
#вокальнаясупервизия #голосовойаппарат #голос #вокал #речь #пение #педагогвокала #смыкание #счн #фонопедия #физиология #физиотерапия #звукоизвлечение