Найти в Дзене
Солнце Севера

Кто такой домовой

Кто, оставаясь дома один, не слыхивал, как скрипят сами по себе в коридоре половицы? Или как кто-то берёт кружку на кухне и покашливает?

Скованные страхом, мы, бывало, в детстве ходили проверять незваного гостя, хватаясь за гантели или ножи. Но никого, конечно, не находили.

А всё потому, что домовой - самый в некотором смысле близкий человеку дух славянской демонологии - почти никогда не является видимо, а обычно - в виде необычных звуков, прикосновений, а то и шалостей.

Наверняка вам, как и нам, когда-то советовала бабушка при загадочной пропаже вещи в доме, приговаривать: "Домовой, домовой, поиграй да отдай". Или, заслышав шалости этого духа, спрашивать: "К худу или к добру?". "Ху-у-у-у" кричал домовой в печной трубе, предвещая беду, или же по-доброму гладил по голове мохнатой рукой, приходя в ночи.

О происхождении домовых рассказывали в старину следующую легенду (пересказываем по С.В. Максимову "Нечистая, неведомая и крестная сила").

Когда Господь, при сотворении мира, сбросил на землю всю непокорную и злую небесную силу, которая возгордилась и подняла мятеж против своего Создателя, на людские жилья тоже попадали нечистые духи. При этом неизвестно, отобрались ли сюда те, которые были подобрее прочих, или уж так случилось, что, приселившись поближе к людям, они обжились и пообмякли, но только эти духи не сделались злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, а как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом даже оказались с привычками людей веселого и шутливого нрава. Большая часть крестьян так к ним привыкла, так примирилась с ними, что не согласна признавать домовых за чертей и считает их за особую отдельную добрую породу.

Дело даже обстояло так, что о них все отзывались с добродушием и чуть ли не с нежностью, хотя домовые, случалось, могли даже начать душить во сне, садясь человеку на грудь.

Интересно, что былички о домовых часто посвящены ключевым событиям в жизни людей, известия о которых приходили от домового.


"Русская хата. Русская печь. Ночь. На печи спят мать с дочкой. Вдруг девочка просыпается от легкого шума: будто кто-то вздыхает под печкой. Она будит маму. Та тоже не может объяснить, отчего же происходит этот звук. А вздохи под печью не прекращаются.
Вдруг из-под печи выкатывается нечто. Это пушистый светлый шар, который светится и от него идет тепло. Мать в ужасе прижимается к взрослой и сильной дочери. И вдруг дочь осеняет: «Мама, да ведь это же к прибыли. Прибыль какая-то у нас будет». И тут это нечто
покатилось обратно под печь. Со звуком: «Ух-да-а», угнездившись там. Это как бы служило утвердительным ответом на предположение дочери. И точно, через несколько дней с войны вернулся хозяин дома. Старые люди сказали, что это сам Домовой новость принес".


Записано в с. Рождественская Хава Новоусманского р-на Воронежской обл. от Цецилиной Людмилы Михайловны, 1930 г.р. уроженки с. Старая Ведуга. Запись Л. Горожанкиной, И.Назаровой, 1993г. АКТЛФ

И, кажется нам, по-преимуществу жителям городов и многоквартирных домов, где полно посторонних звуков из-за стенок, совсем не пристало верить в домовых. В XX веке все эти былички об их явлениях должны были бы быстро кануть в лету при внимательном рассмотрении. Но, на деле, жанр быличек не умирает и в городе. Более того, в них можно встретить истории про столкновения домовых и правоохранительных и партийных органов.


"Вот я к кому вам советую зайти — к Ивану Кузмичу Покучаеву.
Оне обеи с женой партийные.
Он работал инструктором райкома партии в райкоме.
И вот им потребовалась квартира там. Квартиры не было.
По соседству есть деревня — пустовал один дом.
Там жила одна старушка, а она уезжала к дочке и соседке оставила ключ и не велела никого пускать в квартиру.
Ну, их с помощью начальства районного поселили в этот дом.
Оне мало время жили, потом у их начало чудить в этом доме.
Говорит, сядем за стол, только нальет хозяйка супу или чего — грязный вехоть налетает в тарелку.
Пойдут на кухню что-нибудь делать — откуда-то полкирпича падаёт иль чего.
И оне решили это дело заявить: что что-то тут такое есть — никого не видим, а кто-то тут ворочаит.
Созвали из милиции сотрудника.
Он приходит:
— Ну что тут у вас делается? Он только, значит, разделся — ему налетел сырой грязный вехоть по шее.
Он всё это бросил, сейчас хватается за пистолет и кругом.
А дверь-то закрыта, нигде никого нет. Он оделся — и прощай.
Они решили заявить прокурору.
Прокурор сам пришел. Уселись за стол.
Так тожо — полкирпича в тарелку бякнуло с сажей, со всем, дак он только и обедал!
— До свиданья, говорит, делайте чого хочете.
Оне партейны обеи. Оне ушли.
Та хозяйка, что дала ключи, тому что стребовали, мне, говорит, наказано было никого пускать, и я вам сказала, что не дело делаете.
Хозяйка не велела пускать.
Вот такие бывальщины.
Никого не видали они!"


Быличка с сайта "Самоглядное зеркало"

Уже из сказанного нами можно заметить, что образ домового в народном сознании двоится. Былички фиксируют в частности то, что домовой пугается крестного знамения и молитвы, но касаются они только тех случаев, когда он душит или пугает людей.

Остальные же качества домового делают затруднительным отнесение его к нечисти. И здесь уместно вспомнить, что некогда существовала традиция закапывать останки умершего родственника под порогом дома или рядом с ним. И именно в связи с этим действом некоторые исследователи связывают появление "домового" - доброго хранителя очага. По сути, домовой в таком случае - это предок, который охраняет от бед живущих. И этим могут объясняться и советы о "свойском" общении с домовым, а также традиция зазывать домового при переезде - всё-таки с прочей нечистью заговаривать считается крайне опасным, а её присутствие рядом с собой вряд ли могло считаться желательным.

Поэтому гипотеза наша такова, что ряд негативных явлений, связываемых в народном предании, с домовым, должна относиться не к нему, а к другим представителям славянской нечисти. А в остальном "домовой" - это пращур, который, впрочем, может и гневаться иной раз на своих непутёвых последышей.

Что думаете?