Сегодня предлагаю взглянуть сразу на две комедийные картины одного режиссёра. Они близки друг другу по духу и небольшие по продолжительности – меньше 80 минут с учётом титров.
А режиссёр этот – Квентин Дюпье (родился 14 апреля 1974 года в Париже).
Его карьера в кинематографе началась в начале нулевых с фильмов, смешивающих устоявшиеся жанры с абсурдистской комедией. В дальнейшем режиссёр продолжил снимать в том же ключе. И уже к третьему фильму стал появляться на больших фестивалях.
Так “Шина” (про автомобильную покрышку убийцу) дебютировала на Каннском кинофестивале в 2010 году. Премьера “Неверно” (о поиске похищенной собаки) состоялась на кинофестивале "Сандэнс" в 2012 году. Премьера первой тринадцатиминутной главы "Неправильных копов" состоялась на Каннском кинофестивале 2012 года. "Реальность" (про кинооператора ищущего идеальный крик для своего режиссёрского дебюта) презентовали в разделе "Горизонты" на 71-м Венецианском международном кинофестивале 2014 года. В 2019 году "Оленья кожа" с Жаном Дюжарденом в главной роли была представлена в качестве фильма открытия на двухнедельнике режиссеров Каннского кинофестива.
Фильмы, о которых я хочу поговорить сегодня, последовали этой традиции.
Мировая премьера фильма "Жвалы" (фр. Mandibules) состоялась на 77-м Венецианском международном кинофестивале 5 сентября 2020 года. Он был выпущен во Франции 19 мая 2021 года после нескольких переносов из-за пандемии.
“Жвалы”, чей рейтинг одобрения на Томатах составляет 92%, повествуют о двух друзьях, которые находят гигантскую муху в багажнике автомобиля и решают дрессировать, чтобы она, как дрон, грабила для них банки.
В главных ролях снялись Давид Марсе и Грегуар Людиг (смотревшие дилогию “Superнянь” их обязательно вспомнят), а также Адель Экзаркопулос, обладательница двух “Золотых пальмовых ветвей” Каннского кинофестиваля и премии “Сезар” за драму “Жизнь Адель” (её героиню "обвинят" в съедении собаки), Корали Руссье (ранее снявшаяся в “Оленьей коже”), Брюно Лоше (в один год со “Жвалами” его можно было увидеть в картине Франсуа Озона “Лето’85”) и другие известные французские актёры.
Небольшой любитель абсурда и сюрреализма в моём лице решил-таки начать знакомиться с фильмографией столь примечательного режиссёра именно со “Жвал” (хотя давно тянет к “Оленьей коже” – из-за сюжета, которому часто приписывают жанр хоррора, и из-за главного актёра, которого я уже упоминал в одном обзоре).
С непривычки поначалу было странно смотреть на прогрессирующий на экране идиотизм, но чем дальше, тем больше становилось интересно: а куда же всё это приведёт? И с повышением градуса абсурдности стало очевидно: не стоит глубоко копать ни в мотивацию героев (она на поверхности), ни в причины происходящего (их просто нет), ни в смысл фильма (он явно развлекательный).
По итогу могу с уверенностью сказать, что фильм не разочаровал и повеселил. Немало насмешили и персонаж Адель Экзаркопулос, и дурацкие ситуации, и сама до безобразия искусственная муха.
Поэтому я на следующий же день посмотрел предпоследнюю картину Квентина Дюпье - "Невероятно, но факт".
Мировая премьера последнего на сегодняшний день фильма "Курение вызывает кашель" (фр. Fumer fait tousser) состоялась на Каннском кинофестивале 21 мая 2022 года в рамках внеконкурсного полуночного показа, а в прокате во Франции с 30 ноября 2022 года, её в сети пока нет.
Премьера “Невероятно, но факт” (фр. Incroyable mais Vrai) состоялась 11 февраля 2022 года на 72-м Берлинском кинофестивале в качестве специального гала-концерта Берлинале. Осенью была в не самом широком прокате в России.
На Томатах рейтинг этого фильма пока что держится на 96% (со временем рейтинги обычно понижаются).
В главных ролях довольно заметные французские актёры: Ален Шаба (четырёхкратный номинант на премию “Сезар”), Леа Дрюкер (лауреат премии “Сезар” за лучшую женскую роль в фильме “Опекунство”), Бенуа Мажимель (двукратный лауреат премии “Сезар” и обладатель “Серебряной пальмовой ветви” Каннского кинофестиваля”) и Анаис Демустье (лауреат премии “Сезар” за лучшую женскую роль в фильме “Алиса и Мэр”).
Истории Алена и Мари, переехавших в новый дом, в подвале которого есть таинственный туннель, хватает абсурда, как и французского (или даже Дюпьевского) юмора.
Но вторая картина понравилась чуть меньше. Возможно из-за количества юмора буквально ниже пояса. Об одной конкретной… вещи, скажем так. Можете примерно догадаться, о чём я, но всё равно окажетесь не совсем правы. И я не скажу, о чём речь, на тот случай, если Вы ещё не смотрели фильм.
Концовка "Невероятно, но факт" тут не совсем однозначная. Впрочем "Жвалы" тоже завершились интересным сюжетными поворотом. Однако субъективно история двух бездельников и гигантской мухи получилась смешнее. "Невероятно, но факт" имеет заметный драматический оттенок. Конечно, это не делает фильм хуже, но зритель ожидающий комедию, может разочароваться. Да, забавных сцен в достатке, и всё же многожанровость картины не явно тяготеет к драме. Хотя и драмой её сложно назвать.
В итоге я получил то, что ожидал (может быть, даже чуточку больше): отличное настроение и интересное необычное кино. Пожалуй, пройдусь по фильмографии Квентина Дюпье ещё. Делитесь своим мнением, если смотрели его фильмы.