Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.
Сегодня на канале стартует новая рубрика в формате интервью, в ходе которой мы будем задавать вопросы людям интересных авиационных профессий и получать не менее интересные ответы на них. А наш первый гость - Ольга.
Ольге 24 года, 4 из которых она проработала бортпроводником в национальном перевозчике ПАО «Аэрофлот», и сегодня ответит на 12 вопросов о ее работе.
Почему ты решила стать бортпроводником?
Родственников в авиации у меня не было, но еще в довольно юном возрасте я загорелась идеей пойти в авиацию. Мне кажется, это случилось после полета на отдых с родителями. Во время полета я увидела стюардессу и подумала, что я хочу так же, что я хочу путешествовать на работе. К тому же я понимала, что у меня достаточно хорошо развиты коммуникативные навыки и постоянное общение с людьми не будет доставлять мне дискомфорта.
Сложно ли было пройти отбор в авиакомпании?
Собеседование проходило в офисе компании на Арбате. На тот момент мне было чуть больше 18 лет и я точно знала, что прохожу по физическим данным (рост, вес, татуировки и т.д.), но до сих пор удивляюсь, что успешно прошла собеседование с первого раза.
Сначала у нас была групповая встреча всех кандидатов (около 50 человек) с сотрудниками авиакомпании, на которой рассказывали про авиакомпанию, а потом нас начали приглашать на индивидуальные интервью. Чего-то сверхъестественного не спрашивали: рассказать о себе, почему решили стать бортпроводником, как вы представляете себе эту профессию и т.д. Также проверяли базовый уровень английского языка - спросили как прошло мое утро и как я добралась до офиса. Вот и все. По итогу индивидуальных бесед из 50 человек отобрали 5, в том числе и меня. Сказать, что я была в шоке - ничего не сказать.
Почему именно Аэрофлот?
«Аэрофлот» и «Трансаэро» - мои любимые авиакомпании, но так как «Трансаэро», к сожалению, распалась - мой выбор пал на «Аэрофлот».
Про нацпера я знала, что у них была очень большая маршрутная сеть, много заграничных командировок, в том числе в США, современный и большой парк самолетов. Ну и, конечно, бортпроводник Аэрофлота - звучит гордо и престижно.
Что чувствовала во время первого рейса?
Мой первый рейс был в Минеральные Воды. Помню только, что перед рейсом старалась делать все заранее, чтобы никуда не опоздать. А на предполетном бриффинге я почему-то боялась, что меня начнут спрашивать по теории, и я растеряюсь. Но ничего такого, к счастью, не было. Сам перелет я помню уже довольно плохо - значит все прошло как нужно)).
На каких самолетах летала? Есть любимый или нелюбимый тип?
За время работы я получила допуск к полетам на 4 типах воздушных судов: семейство Airbus A320, Boeing 737, Boeing 777 и SSJ-100.
Нелюбимых типов нет - есть нелюбимые направления)) Вообще, как по мне, так тут все зависит от направлений. Самыми любимыми будут те самолеты, которые отвезут тебя в классную командировку. Поэтому мне очень нравится Boeing 777. На нем зачастую были очень интересные командировки, да и сам самолет прекрасный, удобный для работы и подсветка салона классная)
Можно ли одновременно летать на нескольких типах?
Да, разумеется. В отличие от пилотов мы летаем сразу на всех типах, на который мы получили допуск.
Сегодня рейс на Airbus A321, завтра - на Boeing 777. Это повышает гибкость штата бортпроводников при планировании рейсов.
Есть любимые или нелюбимые направления?
Тут тоже однозначно сказать не могу, так как раз на раз не приходится. Часто бывает так, что обычно легкий и спокойный рейс может стать той еще морокой, и наоборот - привычно тяжелый рейс по какому-либо направлению может пройти абсолютно без запар. Поэтому я могу выделить рейсы, которые обычно тяжело переносятся, и рейсы, в которые собираешься с удовольствием.
Тяжелые рейсы:
- Тель-Авив: довольно требовательные пассажиры, как правило, много детей и много специального питания. К тому же, в большинстве случаев это разворотный рейс (прилетели, забрали новых пассажиров и улетели).
- Бишкек и подобные направления: такие рейсы мы обычно летали ночью, что уже не очень хорошо. Уж не знаю почему, но пассажиры на этих рейсах любят много покушать и попить, поэтому все время проводишь на ногах.
А также тяжелыми были почти все «курортные» рейсы.
Легкие рейсы:
- Так называемые «вахтовые» рейсы, то есть те направления, куда часто летает много командировочных и вахтовиков. Например, в Кемерово. Как правило, это не очень требовательные люди, с которыми легко работать.
- Нью-Йорк: рейс хоть и длинный, с двумя рационами питания, но зато очень интересный. На таких рейсах обычно летали либо русские, либо американцы. Было комфортно и спокойно работать, а после прилета можно было прогуляться по городу и окрестностям.
- Рейсы в Испанию: прекрасные рейсы, правда иногда приходилось контролировать, чтобы люди сильно не напивались вина в полете))
О чём, по твоему мнению, должен знать каждый пассажир?
Я думаю, про правила безопасности в первую очередь. Мне бы хотелось, чтобы люди всегда обращали внимание на ближайший к ним аварийный выход. А если Вы не знаете, где он находится - не стесняйтесь спрашивать бортпроводников. От этого зависит ваша жизнь: из-за изъяна в нашей психике люди во время аварийной стрессовой ситуации подсознательно рванут туда, откуда они заходили в самолет, то есть к основным выходам. Поэтому, пожалуйста, не пренебрегайте этим правилом.
Во-вторых, я бы хотела, чтобы пассажиры понимали один простой момент по поводу их багажа и ручной клади: место на полках для ручной клади не закреплено за Вашим местом в самолете, и каждый пассажир может использовать абсолютно любое место для размещения ручной клади в его классе обслуживания. Поэтому, если место для ручной клади над вашим креслом оказалось занято, просто спросите у экипажа, куда вам убрать вашу ручную кладь.
Были нештатные ситуации на борту?
Да. Например, когда мы возвращались из Петропавловск-Камчатского, одному из пассажиров стало плохо, у него началось кровотечение из шеи. Мы оказали ему первую помощь. А наш самолет завели на посадку одним из первых. К счастью, все закончилось благополучно.
Правда, что бортпроводники могут бесплатно путешествовать по миру?
Правда, но лишь от части. Чтобы иметь возможность летать абсолютно бесплатно, нужно проработать в авиакомпании около 8-10 лет (точно не помню), а таких людей немного. При этом бесплатно можно будет летать всего лишь 1 раз в год.
Бортпроводники с меньшим стажем могут летать с некоторым дискаунтом, который зависит от вида билета: «подтвержденный» или билет «на подсадку». По подтвержденному билету можно летать с небольшой скидкой. Билет на подсадку значит, что ты можешь улететь рейсом своей авиакомпании или авиакомпании альянса, но только при наличии свободного места. Поэтому иногда такие билеты можно взять с хорошей скидкой.
Какое у тебя самое лучшее воспоминание, связанное с работой?
Хороших воспоминаний очень много. Самое лучшее - это, пожалуй, новогодний рейс в Нью-Йорк. В полете разливали шампанское и поздравляли пассажиров и друг друга)) А когда мы приехали в отель, работники приготовили нам небольшой новогодний стол: оливье, сельдь под шубой, картошечку и т.д. и даже организовали банкетный зал для нас и еще одного экипажа. Мы отмечали за праздничным столом, смотрели обращение президента, новогодний огонек, в общем, все как полагается)) Было очень классно!
Почему решила уволиться?
Во время пандемии количество рейсов и, соответственно, налет сильно упали. Не было понимания, на сколько все это может затянуться. К тому же, я давно хотела попробовать поработать в другой сфере.
На этом наше интервью подходит к концу. Если у вас есть интересные вопросы о работе бортпроводников, пишите в комментариях! Если их наберется достаточно много, выйдет вторая часть. Спасибо!
———————————————————————
До новых встреч и хорошего полета!