Про девяностые говорят и пишут разное, но факт остается фактом: именно в это время в России родилась культура гейминга. Из экзотического досуга видеоигры превратились в обычное и доступное многим увлечение. Это стало возможным благодаря доступным приставкам, которые подключали к обычному домашнему телевизору.
И первой из них стала:
1. Dendy (1992)
Аппаратный клон NES / Famicom, появившийся благодаря компании Steepler. Фирма занималась дистрибуцией принтеров Hewlett-Packard, локализацией Windows, разработкой софта, а еще компьютеризацией «Сбербанка» и Государственной думы. Идея производить и распространять игровые приставки пришла в голову предпринимателю Виктору Савюку. Руководство Steepler приняло его на работу в подразделение «Отдел видеоигр». Компания начала продавать тайваньские клоны Famicom Micro Genius IQ-501 под названием Dendy Classic. Основой для наименования стало английское слово dandy (стильный джентльмен), а слоненка-талисман придумал мультипликатор Иван Максимов.
В конце 1992 года приставка появилась на прилавках. Стоила Dendy 39 000 рублей (примерно 95 долларов). В Москве открылось несколько фирменных магазинов, началось создание сети региональных дилеров. Консоль продавалась на ура: к концу 1993 года в день отпускали по 4000 приставок, а на рынке появлялись конкуренты, китайские клоны. Steepler решила сделать целый медиапроект, запустив журнал (сначала это был «Видео-АСС Dendy», а затем «Dendy — Новая Реальность»), передачу «Денди — Новая реальность» с Сергеем Супоневым и мультфильм «Приключения слонёнка Dendy» (вышел только один короткометражный выпуск).
Как Dendy стала такой успешной? Во-первых, приставка просто не имела конкурентов. Да, в позднем СССР у кого-то были «Палестры» или «Электроника Видеоспорт», но большая часть таких устройств в девяностых уже не выпускалась, да и не могла соперничать с Dendy. Во-вторых, консоль принесла в дома счастливых владельцев настоящую революцию — возможность когда угодно и сколько угодно играть в самые разные игры. Картриджи, конечно, были пиратскими, но это никого не волновало. Super Mario Bros., Teenage Mutant Ninja Turtles, Duck Hunt — список NES-хитов, доступных на Dendy, можно продолжать бесконечно.
Позиции Steepler пошатнуло появление консолей следующего поколение, а окончательно компания закрылась из-за кризиса 1998 года. Фирма и Dendy выполнили свою миссию: создали в России рынок и культуру приставок и видеоигр.
2. Sega Mega Drive (1988)
Sega была главным конкурентом Nintendo тех времен. Две японских корпорации вели «консольные войны» и бились за рынок. Sega Mega Drive (она же Genesis) принадлежала к четвертому поколению и конкурировала со SNES (Super Nintendo Entertainment System или Super Famicom). В России обе приставки появились в 1994. За дистрибуцию Sega Mega Drive взялись фирмы Nissho Iwai и «Форус». В 1995 году консоль стоила 330-350 тысяч рублей, китайские клоны примерно в 3 раза меньше — 120 тысяч.
В Sega тоже серьезно подошли к продвижению. Nissho Iwai запустило на РТР (сейчас — канал «Россия») викторину «Соник: Супер-ёжик». Однако это не помогло завоевать рынок: из-за дороговизны большинство потребителей не могли позволить себе Mega Drive, поэтому Sega на время уходила из России. В 1996 она вновь попыталась создать сеть дистрибуции через магазины Bitman, но в 1997 эту компанию поглотила R-Style. В дальнейшем распространении своих устройств на российском рынке Sega уже не участвовала. Права на торговую марку Mega Drive не раз переходили из рук в руки, в результате чего на прилавках до сих пор есть множество клонов приставки. В свое время Sega не стала регистрировать свои интеллектуальные права в России.
3. Sony PlayStation (1994)
Звезда пятого (32-битного) поколения и первая консоль от Sony вышла в Японии еще в 1994, а в России — в 1996 году. От Dendy, Mega Drive и SNES приставка отличалась фундаментально: поддерживала 3D-графику, имела карты памяти для сохранений, а в качестве носителя данных использовала CD. В нашей стране PlayStation продавали по довольно высокой цене, но потребители сравнивали ее не только с другими консолями, но и с компьютерами. Приставка Sony стоила дешевле игровых ПК, поэтому была выгодным предложением. К 1998-1999 году PlayStation поселилась во многих квартирах, а российские геймеры узнали, что такое Tekken, Spyro the Dragon и Metal Gear Solid. К тому же на приставку портировали многие успешные ПК-проекты: например, Warcraft II: The Dark Saga и Quake 2. Многим PS открыла мир JRPG: Final Fantasy VII-IX, Chrono Cross, Vagrant Story и т.д.
Как и в случае с картриджами для Dendy, большинство дисков для PS было контрафактом. Пираты, впрочем, иногда проявляли заботу о покупателях и локализовывали игры. Цена дисков зависела от хитовости игр на них: купить Final Fantasy VII за те же деньги, что и Fighting Force, было вряд ли возможно. Постепенно PS стала для российских геймеров тем же, чем несколько лет назад была Dendy: универсальной консолью для всех. Выход PSone (уменьшенной и более дешевой версии) привлек в братство сонибоев еще больше людей. Даже в середине нулевых в «Стране игр» писали, что первая PS остается самой популярной платформой в стране.
4. Nintendo 64 (1996)
О судьбе Nintendo 64 знают все, кто интересуется историей видеоигр. Компания промахнулась с носителем и оставила в качестве такового картридж, заранее усложнив жизнь своей приставке. Основные конкуренты (Sega и Sony) успели перейти на диски. Позже Nintendo постарались исправить ошибку, выпустив устройство Nintendo 64 DD, читавшее CD, но стратегически это мало на что повлияло. Самой успешной консолью пятого поколения все же стала PlayStation. В девяностых о N64 слышали, и никто не отказался бы ее пощупать, но приставка скорее была экзотикой, доступной в крупных городах. Недешевая, да еще и с устаревшим носителем: проще было купить PlayStation или даже компьютер. Зато владельцы приставки могли поиграть в Star Fox 64 и Super Mario 64.
5. Sega Dreamcast (1998)
Dreamcast — одна из последних приставок девяностых и первая консоль шестого поколения (остальные вышли позже). И, к сожалению, последняя домашняя система от Sega. После нее компания переключилась на разработку и паблишинг игр. Продажи оказались ниже, чем планировалось: всего 10,5 миллионов устройств при почти 22 у Nintendo (GameCube), 24 у Microsoft (Xbox) и 120 у Sony с ее PlayStation 2.
Dreamcast вовсе не была плохой консолью ни в плане «железа» (за графику, например, отвечал легендарный 3D-ускоритель 3DFX Voodoo 2), ни в смысле игр (Shenmue, Soul Calibur, Unreal Tournament) но оказалась в тени грядущей PlayStation 2. Кроме того, Dreamcast стала пионером в области консольных онлайн-игр с RPG Phantasy Star Online. Для российских игроков конца 1990-х приставка была «мостиком» между двумя устройствами Sony.
Встречались ли в России девяностых другие приставки? Конечно. В домах и квартирах можно было увидеть Sega Saturn, 3DO Interactive Multiplayer (обычно производства Panasonic), SNES и множество самых разных клонов. В стране официально продавали портативный Nintendo Game Boy. Мы указали самые влиятельные и популярные консоли того времени.
А какая была у вас?
Источники:
1. Семён Костин. Война копирайтов: почему Sega Mega Drive Mini скорее всего не выйдет в России.
2. Семён Костин. Эпоха Dendy: как появились консоли в России.
4. Nintendo в России: путь от забвения к успеху.
5. Семён Костин. Самая живая консоль: почему Sega Dreamcast до сих пор впечатляет.