Найти тему
Дарья Неменко

Намерение в йоге (и не только) - что это?

Временами, когда я слушаю лекции йога-гуру, мне хочется им с носка зарядить или в лоб дать чем-то тяжелым. Почему? Да потому что непонятно нифига. Для меня признак хорошего учителя, тренера - кого угодно - в способности простыми и понятными словами объяснить сложные вещи. Если человек это может - значит он крутой спец. А не шарлатан и инфоцыган.

Итак, цитирую то, что товарищ Яндекс мне выдает по этому поводу:

Намерение (санкальпа)— это важное понятие в йоге, которое можно перевести как «намерение» или «установка». Это позитивное утверждение, которое практикующий использует для верного настроя и достижения положительного результата.
Поскольку атрибуты мышления опираются на события, а жизнь всегда приносит что-то новое, полное запутанных чувств, мы не можем признать истинное намерение рациональным умом. Реальное намерение исходит от сердца"

А теперь обращусь к определению из психологии, а потом уже поясню, что мне в обоих определениях близко, а что нет.

Намерение-это психическое состояние, которое представляет собой обязательство совершить действие или действия в будущем. Намерение включает в себя умственную деятельность, такую как планирование и предвидение. Намерения могут быть объявлены и четко определены, в то время как в других случаях, когда они не объявлены или замаскированы, они могут быть обнаружены вне контекста, обстоятельств, которые определяют, уточняют или проясняют значение события или другого события.

На первый взгляд кажется, что ничего общего в этих определениях нет, но это нет так. И в первом, и во втором случае мы понимаем, что речь идет о некотором эмбрионе, зачатке будущего действия, в случае с санкальпой, правда, делается акцент на том, что намерение должно быть истинным, исходить из самого сердца.

А вот в этом месте из-за неправильного понимания происходит интересный процесс, из-за которого всякие люди, подобные Елене Блиновской наживают себе несметные капиталы. Многие понимают намерение достаточно превратно, думая, что если повторять как мантру "хочу много денех" то они рекой на тебя посыпятся. Но это так не работает. И йога - не волшебная палочка, которая взмахом исполнит твои желания, не нужно перекладывать ответственность за свои действия на нечто мистическое и непонятное.

Потому как намерение, по сути, это уже начало действия. Приведу парочку жизненных примеров. Например, я хочу купить абонемент в спортзал, но у меня не самая располагающая к занятиям финансовая ситуация. И здесь я могу сказать себе, например: "Пусть судьба определит, нужно ли мне в спортзал. А я тут булки помну, подожду, пока нужная сумма мне упадет". Или иначе: "Да, у меня сейчас нет нужной суммы на руках. Но я очень хочу в спортзал и я поищу зал подешевле/придумаю, как заработать нужную сумму/договорюсь со знакомым тренером, чтобы он меня потренил за какие-нибудь плюшки бартером/построю глазки качку из зала, чтобы он меня потренил:) Понятное дело, что я сейчас шучу, но в любом случае второй вариант предполагает реальный исход ситуации, ее разрешение, а не обыкновенное снятие с себя ответственности и перекладывание ее на высшую силу (которой, хз, может и вообще не существует - мы этого досконально не знаем). И именно в случае взятия всей ответственности на себя, мы начинаем ощущать "подгоны Вселенной", которая, по сути, являются итогами работы нашего мозга. При наличии большого количества вариантов разрешения ситуации какой-нибудь все равно срабатывает.

Намерение немного похоже на заход на удар в капоэйре. Это когда ты уже встал в нужную позицию, а взмах ногой еще не сделал. Т.е половина действия.

Йога, йога-нидра, медитации и санкальпы, думаю, нужны совсем для другого. Для поиска истинности своего намерения. Если, опять-таки, вернуться к проблеме "боже, дай мне много денех", вдумавшись внимательно мы поймем, что деньги нам нужны для чего-то конкретного, определенного, что это средство и на самоцель. А еще некоторых целей можно достигать вообще без денег, прикиньте?:) И очень многого. Что, возможно, изначально казалось сугубо материальным.

Для поиска своей санкальпы я иногда использую гвоздестояние. Опять-таки, как это работает? Стоя на гвоздях, мы, безусловно, испытываем боль. Боль-это мощная стимуляция рецепторов, определенных точек на стопах. Так или иначе это имеет свою физиологию, пусть и не до конца мне понятную на данном этапе.

Через некоторое время гвоздестояния в голове начинает витать сотни тысяч разных мыслей, которые постепенно утихают, как крольчата после сытного обеда, и остаются отдельные голоса.

Однако многие могут со мной поспорить, говоря о том, что становятся на гвозди уже с определенной установкой в голове. Но лично у меня ни раз бывало, что эта установка менялась и трансформировалась, приходило понимание, что на самом деле я хочу не совсем того, с чем приходила изначально. О гвоздях как-нибудь потом:)

В прошлой своей статье я упоминала книгу "Будда, мозг и нейрофизиология счастья" Йонге Ринпоче. Вот там он упоминает, что ум-это нечто, имеющее свое выражение во всем теле. Т.е. у нас есть мозг, дендриты, аксоны и т.п., нервные окончания, рецепторы - и все это механизмы, несущие импульсы от мозга и обратно, а значит работая со всем телом, можно работать со всем нашим умом. Раньше у меня в голове тоже была некоторая аксиома о том, что ум только в мозге у нас находится, сейчас я считаю, что это достаточно ограниченное представление.

Мне эта мысль про работу со всем телом дичайше зашла, потому что после этого я реально поняла, зачем его прокачивать. Многие из нас замечали то состояние благости и счастья, которое наступает после хорошей тренировки, даже необязательно после йоги? А как хорошо и ясно после этого начинает работать голова? Думаю, с гвоздями так же - сильная и мощная работа с телом становится причиной интересных процессов в голове.

В общем, желаю всем хороших и благостных намерений. Помните о том, что йога - это классный инструмент, а творцами нашей действительности являемся все равно мы сами. Учитесь слышать и слушать себя - это действительно ключ к счастью.