Человек несчастен – и не знает почему: Психоанализ по Зощенко / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. – Санкт-Петербург: Издатель А. Г. Зайцев, 2022. – 346 с.
ISBN 978-5-6047074-0-1
Большинство знает Михаила Зощенко как замечательного писателя-сатирика. И лишь немногим известна его научно-художественная повесть «Перед восходом солнца», где он выступает в качестве психоаналитика, главным образом, собственной жизни.
«Я несчастен – и не знаю почему». Так Михаил Зощенко сформулировал для себя проблему, которую пытается решить, описывая в повести наиболее значимые события своей жизни.
Научно-художественный метод Михаила Зощенко показался авторам настолько важным с социально-педагогической точки зрения, что они решили продолжить тему человеческого счастья/несчастья – не менее актуальную в настоящее время, и по его образцу, но уже с позиции эволюционной психологии (главный тезис: эволюция человека – это эволюция его потребностей) и мотивационной педагогики (главный тезис: воспитание – это мотивирование), описать основные этапы жизни современных людей от рождения до старения (с Прологом и Эпилогом).
Следуя методу Зощенко, основной (научный) текст книги обогащен авторами литературно-художественными сочинениями социально-педагогического содержания.
Идейная направленность книги заключена в эпиграфах: умозаключении М. Зощенко «Мир ужасен. Люди пошлы. Их поступки комичны. Я не баран из этого стада» и умозаключениях авторов:
Есть непреходящие ценности – это собственные дети, о которых надо заботиться всю жизнь, и родители, которых всю жизнь надо жалеть. Все другие, в том числе жены и мужья, важны, если только укрепляют отношения с детьми и родителями.
Женщина не бывает счастливой, потому что не способна или боится любить. Мужчина не бывает счастливым, потому что не способен, как бы ни старался, сделать такую женщину счастливой. Но именно бессмысленные старания мужчины сделать любимую женщину счастливой наполняют жизнь смыслом.
Морально-психологическое состояние общества зависит от воспитанности граждан, прежде всего женского пола. В то же время воспитание подрастающего поколения является приоритетной обязанностью мужчин.
Счастье доступно только людям воспитанным.
Научность (актуальность, новизна и социальная значимость) книги обосновывается в Прологе.
Для современных людей характерна нравственная деградация, проявляющаяся в росте различных асоциальных проявлений и несчастливой жизни. Сложившееся положение обусловлено их неполноценным воспитанием в детстве, отрочестве, юности.
Счастье (как состояние соматического, психологического, сексуального и социального благополучия) доступно только людям воспитанным.
Воспитание человека должно осуществляться в семье, школе и далее по жизни (сначала родителями, учителями, другими взрослыми, а затем самостоятельно) на основе удовлетворения иерархии потребностей роста и развития, в результате которого человек вырастает в уникальную социально зрелую личность, способную самостоятельно обустроить собственную жизнь и быть счастливым (по концепции академика РАН П. В. Симонова).
В основной части книги с позиции эволюционной психологии и мотивационной педагогики описываются этапы жизни современных людей (Рождение и первые годы жизни. Детство. Отрочество. Юность. Взрослая жизнь) в форме вопросов, их обсуждения и резюмирования, позволяющих понять психолого-педагогические особенности воспитания счастливой/несчастливой личности.
В Эпилоге сформулирован главный вывод:
Пока человек верит хоть в маленькое счастье, у него есть смысл в жизни. К счастливой жизни человека надо готовить, правильно воспитывая его и развивая в нем способность к любви.
Литературно-художественная часть книги представлена в виде 190 сочинений (вставок), дополняющих основной (научный) текст. Ниже приведены некоторые из них.
ПРО ЛЮБОВЬ ПАПА ЛУЧШЕ ЗНАЕТ
В 7 лет он влюбился в свою учительницу – молодую деревенскую девушку с «высохшей» рукой. Ему стало ее очень жалко, и он подумал: «Будь я взрослый, женился бы на ней и сделал счастливой».
Но однажды был диктант. Учительница диктовала быстро. Он не успевал написать одно предложение, тем более проверить, как она диктовала другое. За диктант учительница поставила ему «двойку».
И его любовь прошла.
В 13 лет он влюбился в девочку из своего класса. Сначала он тихо ею любовался, потом угощал конфетами. Наконец, решил дотронуться. Но она не допустила. Тогда, чтобы узаконить отношения, он написал ей записку, что согласен быть ее слугой. Но она рассмеялась ему в лицо и сказала, что он «плюгавый», и к тому же «троечник».
И его любовь прошла.
Неудачная любовь к однокласснице заставила его лучше учиться. Любимым предметом он выбрал биологию. И не только потому, что биология была про жизнь, но и потому, что обожал учительницу. Учительница была обаятельная и привлекательная, а главное – не стеснялась рассказывать школьникам о половом поведении не только животных, но и людей.
На большой перемене он любил пойти за ее ножками и притаиться под лестницей, по которой она поднималась. А еще он часто предавался мечтам: мысленно увозил любимую учительницу куда-нибудь очень далеко... Но однажды он встретил учительницу на улице с мужчиной спортивного вида, к которому она прижималась.
И его любовь прошла.
В 19 лет к нему привязалась сокурсница – бледнолицая особа, похожая на гусеницу, которая стала его аккуратно обхаживать – сначала «подкармливать», потом покупать недорогие вещи, необходимые в мужском гардеробе. И у него возникло чувство. В его день рождения она подарила ему большой шарф, о котором он мечтал. И тогда он пригласил ее домой, чтобы показать родителям.
Но на следующий день папа сказал: «У этой девочки рыхлое тело и редкие волосы. Она поздний ребенок и будет постоянно болеть. Ты будешь всю жизнь ее лечить».
И его любовь прошла.
В 23 года на соревнованиях по стрельбе он познакомился с девушкой. Ему понравилась ее «стойка», тихий голос и безмятежное лицо, даже когда ее награждали, как победительницу. Он влюбился и решил на ней жениться.
Папа, когда узнал, сказал, что со спортсменками лучше не связываться – они думают только о себе и победах. Но он не послушался.
Скоро он убедился, что папа был прав.
Она ложилась спать с винтовкой, просыпалась поздно и еще полчаса сидела в кровати и целилась. Потом она просила принести кофе в постель. А когда он приносил, говорила: «Это не кофе, а какое-то варево!». И целый день была недовольной.
Когда он рассказал об этом папе, тот сказал: «У твоей жены ленивая душа и нет любви. Ты станешь искать любовь в других женщинах».
Папа оказался опять прав.
И его любовь прошла.
Последний раз он влюбился в 60 лет. И любил ее по-честному, как последний раз. Целовал руки, покупал дорогое белье. А она оказалась продажной девкой.
Когда он рассказал папе, тот сказал, что женщины продавались испокон веков. А еще он сказал, что в 60 лет лучше медитировать: «Концентрируешь свои ощущения на половом органе, пока не пойдет электричество». Он попробовал, и вскоре понял, что, действительно, лучше медитировать. И баб не хочется и простатит вылечился. Видимо, неслучайно йоги обходятся без женщин и живут долго. Он даже подумал, что его папа – йог.
Больше он никогда не влюблялся.
P.S. Внучок послушай дедушку: «Большинство девочек глупы и ветрены. Но любить кого-то надо. А поскольку ни одна из них не сознается в своей ветрености, лучше любить ту, которая готова признать себя глупой».
ПАРАДОКСЫ ЖЕНСКОЙ ЛЮБВИ
«Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека» (Чехов).
Конкретизируем мысль писателя: Женщина не хочет любить в мужчине обыкновенного человека.
Кого же она хочет любить?
Попробуем ответить на этот вопрос с учетом трех последовательных и взаимосвязанных этапов любви (романтического, эротического и сексуального), о которых пишут в книгах по сексологии.
В состоянии романтической влюбленности, девушка мечтает о принце, но он остается в сказке. Затем, чуть позже у девушки просыпается романтическая любовь к «секс-символу», к которому ей хочется прикоснуться, но он оказывается «секс-потребителем».
А когда девушка взрослеет, то выходит замуж за обыкновенного мужчину, который оказывается либо незрелой, либо пошлой личностью. Так ее любовь превращается сначала в обыденность, а затем, когда она узнает с кем живет, трансформируется в ненависть, а заканчивается разводом и одиночеством.
Но бывают и удачи – девушка выходит замуж за социально зрелого мужчину и даже за гениальную личность. И тогда ее жизнь протекает иначе.
Но сначала, как ни крути, ее любовь все же превращается в обыденность – таков закон совместной жизни. А в обыденной жизни муж, даже гениальный бывает и глупым, особенно, когда выпьет, и некрасивым, когда, например, снимает с себя одежду и остается голым. И тогда жена начинает видеть в нем уже не гения, а обыкновенного человека, которого любить не хочется.
Таким образом, любовь женщины, либо проходит и переходит в ненависть, когда ее муж из обыкновенного человека превращается в «нечеловеческое» существо, либо затухает, если он из гения превращается в обыкновенного человека. О последнем следует порассуждать поподробнее.
Дело в том, что гениального мужа превращает в обыкновенного человека сама же женщина, жена. И делает она это неосознанно, то есть на подсознании, чтобы уравняться с ним умом. Таков парадокс женской любви.
Вывод прост: женщине лучше не выходить из состояния романтической влюбленности к «принцу», то есть к мужу в образе принца. Тогда ее любовь не пройдет, хоть и не будет полной. Вот только, какой мужчина согласиться жить с вечно «романтической» женой?
Другой вывод состоит в том, что женщине лучше всего выходить замуж за обыкновенного человека, но с творческим потенциалом и постепенно выращивать из него гения, хоть и очень-очень маленького, например, для домашнего потребления. Тогда любовь женщины (жены) будет только нарастать. Вот только, какая женщина захочет «выращивать» гения из обыкновенного мужчины, если она его не любит?
Размышления о парадоксах женской любви наводят на мысль, что женщина не хочет любить, потому что у нее нет такой способности.
P.S. Любовь – это прежде всего способность. И только потом – это высшее чувство и нравственная привычка.
АКСИОМЫ МУЖСКОЙ ЛЮБВИ
Любовь вдохновляет мужчину и, следовательно, развивает его способности. Отсюда понятно, что в любви особенно нуждается творческая мужская личность. А чтобы процесс творчества у такого мужчины не прекращался, он стремится любить всю жизнь, причем, бессознательно, на уровне творческой интуиции.
К сожалению, большинству творческих мужчин не удается находиться в состоянии вдохновения и творчества, испытывая любовь только к одной единственной женщине. Поэтому на смену затухающей любви к ним все время приходит новая вдохновляющая любовь.
Но так бывает не всегда.
Рассуждать на тему «единственной и неповторимой любви» очень сложно. Чтобы упростить задачу, мы решили рассуждать в форме психолого-сексологических умозаключений, которые назвали «аксиомами», чтобы их не доказывать.
Аксиома русской любви (в сравнении с иностранной): «Итальянцы женятся, чтобы обуздать темперамент. Англичане – чтобы сохранить Великую Британию. Французы – чтобы насладиться женщиной. Евреи – потому что так велит мама. Русские – для развития своего таланта».
Аксиома пожизненной любви: «Чтобы любить женщину всю жизнь, надо в ней постоянно видеть свое будущее».
Аксиома полной любви: «В женщине надо любить все, даже ее неконструктивное мышление, тогда мужчина чувствует, что нужен ей своим умом».
Аксиома единственной любви: «Мужчина способен всю жизнь любить только ту женщину, образ которой он полюбил в отрочестве».
Аксиома счастливой любви: «Для счастья хорошо, когда у мужчины любовь последняя, а у женщины – единственная».
Аксиома вытесненной любви: «Женщину, которая не отвечает взаимностью, лучше прекратить любить. А чтобы такая любовь быстрее прошла, стоит присмотреться к ее стареющей и дурнеющей мамаше».
ЛЮБОВЬ НА ДВЕ СЕСТРЫ
На первом месте у Сары – муж Изя, дети – на втором, на третьем – поход в магазин, работа – на последнем.
Сара закончила институт культуры и «музыкалит» в детском саду. Работа ее не утомляет, если б еще платили...
Мужа Сара любит честно и без ревности. Изя собирался жениться на Софе – ее старшей сестре. Но однажды он к ним зашел, когда Софы не было дома. Изя обнял и поцеловал Сару по-родственному, но Сару это возбудило, и она отозвалась…. Так Сара стала женой Изи. Но, чтобы Софа не «вошла в ненависть» и не «состарилась в девушках», Сара сделала так, что Изя стал тайно посещать Софу и жить, что называется, на «две сестры».
По понятной причине, Саре для старшей сестры ничего не было жалко, тем более слюней Изи.
Про любовь Изи на «две сестры» все знали, но делали вид, что не знают.
В Постфактуме авторы формулируют и обсуждают два актуальных вопроса.
Первый вопрос: КАКИМ БУДЕТ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
По мнению авторов, будущее общего образования связано с созданием учебников-самоучителей по различным предметным областям, мотивирующих к самообразованию и развивающих креативные способности.
Примером учебника-самоучителя («Учебника Жизни») может служить книга:Человек несчастен – и не знает почему: Психоанализ по Зощенко / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. – Санкт-Петербург: Издатель А. Г. Зайцев, 2022. – 346 с.
Второй вопрос: КАКОЕ БУДУЩЕЕ У РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ?
По мнению авторов, будущее русской литературы связано с развитием концептуально-концентрического метода письма, актуальными направлениями которого являются научно-художественная литература и концептуальное прочтение классической русской литературы.
Лучшим примером концептуально-концентрического письма является роман Л. Толстого «Анна Каренина».
Предвестниками научно-художественной литературы (как нового и перспективного вида письма) являются книги Л. Толстого «Круг чтения» (1904-1908) и М. Зощенко «Перед восходом солнца» (1935-1943). Под влиянием этих произведений писана книга: Человек несчастен – и не знает почему: Психоанализ по Зощенко / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. – Санкт-Петербург: Издатель А. Г. Зайцев, 2022. – 346 с.
Опыт концептуального прочтения русской классики представлен в книге: Человек в миниатюре, которая всё увеличивается: воспитание и судьба / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. – Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2021 (2022). – 608 с. 16+
Авторами осуществлено педагогическое прочтение художественно-биографических произведений Л. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»; Н. Лескова «Детские годы»; Ф. Искандера «Школьный вальс, или Энергия стыда»; Ю. Тынянова «Пушкин»; а также дневника Анны Достоевской и показана зависимость судьбы человека от его воспитания.