Общеизвестный факт, что правильное распределение движения на дороге позволяет не только упорядочить это самое движение, но и избежать заторов, пробок и аварийных ситуаций. Однако, несмотря на наличие всевозможных регулирующих средств и методов, мы имеем, что имеем: недовольные все равно находятся.
Угодить всем невозможно, это правда, но ведь можно попробовать. Именно поэтому на сегодняшний день существуют транспортные артерии, как с правосторонним, так и левосторонним движением. Как, впрочем, и автомобили с левым или правым рулём.
В давние времена, отправляясь в путь, человек, неся на плече какую-либо поклажу, придерживал ее правой (ведущей) рукой, а при малейшей опасности встречного столкновения, он инстинктивно прижимался к правой стороне дороги, дабы защитить себя и своё имущество.
Управляющему повозкой вожжи тоже было проще натягивать более сильной правой рукой, поэтому он частенько забирал вправо. Однако не стоит забывать, что времена были неспокойные, и многие путники имели при себе оружие, а это значит, что ударная рука должна была быть ближе к противнику.
Проще говоря, вооруженным наездникам разъезжаться было проще по левой стороне, а это уже вызывало некоторое недопонимание на дороге... Поэтому там, где частенько проходили военные, движение автоматически получалось левосторонним. На это указывали и постоянно разбитые левые колеи дороги, по которым чаще всего передвигались гружёные повозки.
Правостороннее же движение сформировалось чуть позже - когда люди перестали повсеместно носить с собой оружие. Вправо нужно было принимать и во время правления Петра I: повозки разъезжались именно так.
Официальный статус правостороннее движение в России приобрело в 1752 году в соответствии с указом императрицы Елизаветы Петровны. А вот Англия, например, пожелавшая остаться верной древнеримским традициям, приняла, так называемый, «Дорожный акт», согласно которому основным считалось именно левостороннее движение. В остальных же странах также не было единого мнения по этому поводу.
Вообще принято было считать, что в континентальной Европе правостороннее движение ввел Наполеон: как, собственно, и французские правила дорожного движения. Правда, это касалось лишь тех государств, которые были под его подчинением. Левосторонними же продолжали оставаться Британия, Швеция, Австро-Венгрия и Португалия.
А вот Англия продолжала гнуть свою линию и повсеместно распространять левостороннее движение. Ну, как повсеместно... для начала хотя бы на территориях её колоний: Индии, Австралии и других.
А вот в Японии левостороннее движение было введено только после того, как британцы построили там первую железную дорогу.
К слову, в России тоже есть железная дорога с левосторонним движением - это участок маршрута «Москва-Рязань». Его, кстати, строили под руководством английских специалистов. Вероятно, именно поэтому он и левосторонний.
Что ж, с Японией, вроде как, понятно: влияние Англии и всё такое. А что же насчет Китая? Ведь там преимущественно правостороннее движение... Преимущественно, но не везде. Так, например, в Гонконге - левостороннее.
Все дело в том, что Гонконг до определенного времени также являлся колонией Великобритании, и это, естественно, повлияло и на дорожную систему. Но после подписания договора между Китаем и Великобританией о передаче Гонконга Китаю, правительство обязалось оставить всё как есть: в том числе правила дорожного движения...
А что же Европа? Надо сказать, покапризничала немного, но затем тоже, в большинстве своём, приняла правостороннее движение: в 1899 году - Бельгия, в 1928 году - Португалия, в 1930 году - Испания, а Австрия и Чехословакия – в 1938 г. Последним государством в континентальной Европе, где сохранялось левостороннее движение, была Швеция, но и она в 1967 году сдалась под напором общественности.
В один прекрасный день шведский парламент, не спрашивая граждан, принял постановление о переходе с 5 часов утра 3 сентября 1967 г. (день «Н») на правостороннее движение.
В результате все автомобили вынуждены были сместиться на другую сторону дороги и ездить по новым правилам. В первый месяц, кстати, аварийность упала почти до нуля, поскольку водители были предельно аккуратными и внимательными к нововведению. Но затем всё вернулось на круги своя.
На следующий год, в 1968-ом, вслед за Швецией и Исландия провела аналогичную дорожную реформу.
На сегодняшний день, более 66% населения придерживаются правостороннего движения, и переход на левостороннее создает ряд неудобств. Более того, только 28% дорог мира являются левосторонними.
И, кстати, существуют и исключения из правил. Я имею в виду левостороннее движение в городах и странах, где его в принципе не должно быть. Звучит немного странно, но я объясню. Так, к примеру, в Одессе и Санкт-Петербурге есть улицы с левосторонним движением, которые предназначены для разгрузки города от большого количества автомобилей.
А в центре Европы, в Париже, на авеню генерала Лемонье тоже придерживаются левостороннего движения. Правда, она там такая единственная...
Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой YouTube канал, где ежедневно выходят мои репортажи и короткие видео на тему истории, путешествий и личной жизни.
Увидимся на канале!