Друзья, в 2022 году Дулёвскому фарфоровому заводу исполнилось 190 лет. Хочу вновь процитировать книгу «Сказ о дулёвском фарфоре» и акцентировать внимание на бытовавшее на заводе именование «Ремесленники». Так назвала и свою скульптуру Аста Бржезицкая в 1950 году. Но сегодня уже нужно давать комментарий – почему?
Заботы послевоенных дней // Сказ о дулёвском фарфоре. – М.: «Московский рабочий», 1975. – С. 222–224.
Война закончилась, в цехах появились мужчины в защитных гимнастёрках – демобилизованные с фронтов солдаты и офицеры. Они приступали к знакомому с юности делу, от которого их на несколько лет оторвала война. На завод отправлялись задолго до гудка. Ходили по двору, цехам, осматривали всё хозяйским глазом, недовольно качали головой. Всюду горы битой посуды и изоляторов: вывозить их было не на чем, да и некому. От большого формовочно-горнового цеха, законсервированного на время войны, уцелели лишь стены: крыша и межэтажные перекрытия рухнули. Не горит огонь в туннельных печах, дверь в газостанцпю заколочена гвоздями. Открыли дверь, вошли в помещение и удивились: на доске показателей чётко выделялась надпись мелом: «22 июня 1941 года – война». Обветшали деревянные колонны туннельного цеха, застеклённая крыша зияла разбитыми «фонарями». Массозаготовительный цех и капсельная – в аварийном состоянии. Не хватало сырья и топлива, ощущался острый недостаток рабочих и специалистов.
О восстановлении завода, быстром увеличении выпуска посуды и изоляторов шла речь на заседаниях парткома и партийных собраниях. Проблем много – сырьё, топливо, оборудование, рабочая сила. Занимались всем, и в первую очередь людьми. Специалистов мог подготовить Дулёвский керамический техникум, а где взять рабочих?
Директор завода В. И. Козлов, уравновешенный человек, с размеренной неторопливой речью, умудрённый большим опытом, и молодая, горячая и очень энергичная Г. П. Морозова, секретарь парткома, несколько раз ездили в Москву и получили разрешение провести в деревнях набор рабочих и позвать желающих в Дулёво. Но ведь нужны были и квалифицированные рабочие – формовщики, модельщики, живописцы. Подготовкой их занялось художественно-ремесленное училище № 58.
Училище открылось в 1945 году. В просторном коридоре, который называли актовым залом, собрались подростки в новенькой форменной одежде. Их приветствовал Г. И. Фомин, директор училища. Он пожелал им побыстрее стать рабочими высокой квалификации, которые очень нужны заводу.
Отбор в училище, особенно па живописное отделение, был строгим. Принимали подростков, умеющих и любящих рисовать. Ремесленники, как называли питомцев училища, полюбили своё учебное заведение. Учили их знающие технологи, художники, скульпторы, высококвалифицированные мастера. Учащиеся занимались в хорошо оборудованных классах и мастерских. Стены рисовальных кабинетов украшали гипсовые слепки с античных скульптур, эскизы мастеров росписи фарфора. Для учащихся была открыта библиотека с богатым выбором книг по технологии фарфора и искусству. Умело руководила учебно-воспитательным процессом Э. И. Каплан, заведующая учебной частью. Молодёжь влекли занятия и беседы по истории искусства, которые проводил молодой скульптор Н. П. Пустыгин.
В 1948 году состоялся первый выпуск училища.
Удостоверение номер один на торжественном выпуске этого года получил живописец Виктор Ригин.
Он начал работать в живописном цехе, обнаружил незаурядные способности и был переведён в Художественную лабораторию. Человек разносторонних интересов, Ригин изучал искусство, играл в футбол, пел в любительских концертах, учился в вечерней школе.
Шли годы, он обзавелся семьёй, был назначен заместителем главного художника завода – и, неожиданно для многих, оставил работу, поступил в Высшее художественно-промышленное училище – Строгановку.
Поступок довольно смелый, хотя бы потому, что он лишался высокого заработка и вынужден был с семьёй жить на стипендию. Институт Ригин окончил с отличием. Вернулся на завод, но продолжал заниматься в аспирантуре.
И снова поворот в его жизни – в 1969 году В. Д. Ригина избрали секретарём парткома, а в мае 1971 года назначили директором завода. Осенью 1973 года он занял пост заместителя министра лёгкой промышленности РСФСР.
Много лет проработали в живописном цехе питомцы училища братья Виктор и Иван Кащеевы. Они и теперь на заводе, оба получили высшее образование и стали инженерами.
Супруги Зоя и Александр Куликовы познакомились в училище. Ныне Александр один из лучших живописцев, бригадир, а его жена – работница формовочного цеха. Живописцы Виктор и Таисия Картинкины, Римма Паукова, рабочий гипсолитейного цеха, мастер – золотые руки Пётр Амельянович – все они и многие другие начинали свой путь в стенах ремесленного училища.
Бывший ремесленник Пётр Сорокин стал архитектором, Геннадий Мызников – художником, Михаил Косарев – учёным-химиком, Виктор Синюков – искусствоведом.
Их много, бывших ремесленников. Почти у всех трудное военное детство. Но не сбились с пути мальчики и девочки, многие из которых воспитывались до поступления в училище в детдомах и были лишены родительской ласки. Они стали рабочими, инженерами, учителями, художниками.
Орехово-Зуевская энциклопедия. Биографический словарь
Виктор Деевич Ригин родился 10 апреля 1929 года в деревне Коротково Орехово-Зуевского района. С 1944 года – ученик в Художественной лаборатории, художник на Дулёвском фарфоровом заводе. Служил на флоте. Окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское).
С 1969 по 1971 год – секретарь парткома ДФЗ. С 1971 по 1973 год – директор предприятия. С 1973 по 1990 год – заместитель министра лёгкой промышленности РСФСР. Награждён двумя орденами «Знак Почёта», орденом Трудовой Славы 3-й степени, грамотой Верховного Совета РСФСР, значком «Почётный ветеран г. Москвы».
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив