Найти тему
LESEL fashion

Пантон ошибся? Как розовый цвет завоевал мир и стал главным в сезоне 2022/2023

Что бы нам ни говорил институт Pantone о цвете года, у жизнерадостного фиолетового Very Peri появился серьезный конкурент. Розовый цвет, особенно его яркий оттенок фуксии, ворвался в топ еще в 2021 и на поверку оказался на вершине хит-парада в этом году. Можно предположить, что этому способствовало шоу Valentino Pink PP, когда Пьерпаоло Пиччоли вывел на подиум коллекцию, в которой 48 образов были цвета фуксии.

Исторически сложилось так, что розовый оказался одним из самых эмоционально вызывающих и противоречивых цветов всего спектра. Согласно опросам, розовый цвет в сочетании с белым чаще всего ассоциируется с целомудренностью, чувствительностью, нежностью, детством, женственностью и романтикой. В сочетании с фиолетовым или черным розовый цвет вызывает совершенно другие эмоции — его связывают с эротизмом и соблазнением.

Розовый в XVIII-XIX веках

Золотым веком розового цвета был период, когда на смену Барокко пришел стиль Рококо (1720-1777) , и пастельные цвета стали очень модными. Мадам де Помпадур, главная фаворитка Людовика XV, считала розу своим оберегом и была так очарована этим цветом, что французский производитель фарфора Sèvres создал специально для нее оттенок под названием «Роза Помпадур», который включал в себя нюансы синего, черного и желтого цветов.

Севрский фарфор в цвете «Мадам Помпадур»
Севрский фарфор в цвете «Мадам Помпадур»

В те времена розовый могли себе позволить только сливки общества, причем тогда у этого цвета не было гендерной привязки — женщины носили розовые платья, мужчины — розовые сюртуки и фраки. В XVIII-XIX веках розовую одежду часто носили маленькие мальчики. Дело в том, что в ту эпоху именно красный был цветом упорства и мужественности. А мальчиков просто считали маленькими мужчинами, поэтому шили для них одежду розового цвета. Забавно, что маленьких девочек в основном одевали в голубой.

Картина "Дети Абера де Монмора", Филипп де Шампань, 1649 год
Картина "Дети Абера де Монмора", Филипп де Шампань, 1649 год

Розовый в ХХ веке

В ХХ веке розовые тона стали смелее, ярче и напористее, отчасти из-за изобретения химических красителей, которые не выцветали и не вымывались при стирке. Пионером в создании новой волны розовых оттенков стала итальянский дизайнер Эльза Скиапарелли, которая была связана с художниками сюрреалистического движения, и ее эстетика, по словам историка и эксперта по цвету Кассии Сент-Клер, «была щедро приправлена сюрреализмом и дерзостью».

В 1931 году Эльза путем смешивания пурпурного с небольшим количеством белого создала новый розовый, получивший название shocking pink («шокирующий розовый»), и сделала его своим фирменным цветом. Совместно с Сальвадором Дали она создала знаменитую сюрреалистическую шляпу-туфлю с каблуком цвета фуксии, а чуть позже выпустила духи под названием Shocking — в ярко-розовой коробочке прятался флакон в форме женского стана. Пожалуй, с этого момента начинается нового глава розового цвета в современном искусстве и моде.

Эльза Скиапарелли и шляпа-каблук
Эльза Скиапарелли и шляпа-каблук
Фрагмент упаковки духов Shoking
Фрагмент упаковки духов Shoking

Розовый цвет привлёк внимание художников-импрессионистов, а в 1953 году Уильям Травилла создал то самое платье оттенка shocking pink, сделавшее Мэрилин Монро секс-символом поколения. В платье, с открытыми плечами, глубоким декольте и пышным бантом, актриса пела «Лучшие друзья девушек — это бриллианты» в картине «Джентльмены предпочитают блондинок».

Тогда начался настоящий розовый бум, но, как это часто бывает, он сыграл не лучшую роль в судьбе розового цвета, который многие начали считать бессодержательным и легкомысленным.

Кадр из фильма «Джентльмены предпочитают блондинок»
Кадр из фильма «Джентльмены предпочитают блондинок»

Розовый в наше время

Этот цвет вновь обрел силу в начале нулевых. Вслед за одеждой, дизайном интерьеров и рекламой в розовый окрасилось даже кино. В 2014 году режиссер Уэс Андерсон создал фильм «Отель «Гранд Будапешт», в котором в антураже своеобразного ретро-китча цвет фламинго и тосканских закатов сыграл немаловажную роль.

Кадр из фильма «Отель «Гранд Будапешт»
Кадр из фильма «Отель «Гранд Будапешт»

В 2016 году Pantone назвал цветом года Rose Quartz (Розовый кварц). Следом за ним появился оттенок Millennial Pink — нечто среднее между бежевым и пудровым, — и оказалось, что цвет может принадлежать целому поколению. Мир подверг сомнению активно транслировавшийся западной культурой стереотип розового как цвета хрупкой женственности, нежности и инфантильности, а активисты за гендерное равенство углядели в этом цвете вызов и превратили его в социально-политический феномен. Розовый стал символом женской энергии, силы и уверенности в себе.

Очередной трюк маркетологов оказался невероятно успешным. Как написали в The Washington Post, «чтобы сделать на чем-то деньги, нужно сделать это розовым». Но мы знаем, что индустрия моды и красоты не может долго эксплуатировать одну идею, и скоро обязательно изобретут новый розовый. Поэтому я предлагаю носить этот цвет просто потому что это красиво, не нагружая его лишними смыслами.

Возвращаясь к моде, хочется отметить, что облачаться с макушки до пяток в розовый — это  уже давно не моветон. Чистые линии и строгая фактурность – вот ключ к тому, чтобы «сладкий девичий» цвет не раздражал, а напротив, оставлял приятное впечатление.

В коллекциях этого сезона вспышки розовых оттенков появились  у Loewe, Carolina Herrera, Chanel, Michael Kors,  Lanvin и, конечно, Valentino.

Листайте галерею, вдохновляйтесь образами и носите розовый!

Жду комментариев и размышлений на тему вашего отношения к розовому цвету. Каким он является лично для вас: женственным, романтичным, инфантильным, слишком «сладким» или, напротив, решительным, сильным и смелым?

Оставайтесь с нами или присоединяйтесь к нашему блогу, если вы еще не подписаны!