Найти тему
Стив Май

Диалоги о физике без математики

Под моей статьёй разгорелся жаркий спор о математике и физике. Несколько вопросов и ответов мне так понравились, что я из них скомпилировал статью.

Стив Май, <...> Да, на ЕГЭ по физике можно сложить 8,9+5,7 на калькуляторе. В чуть более сложных вычислениях надо знать порядок действий, иначе калькулятор не спасет. Надо понимать, что запись "1/4" означает "один поделить на четыре". Иначе и тут калькулятор не спасет. И я не в состоянии представить, что человек, не умеющий без калькулятора сложить два числа, может понять физический смысл хоть чего-нибудь. Идея посетить ЕГЭ по физике, не понимая физического смысла ни одного звука ни в одной задаче, мне кажется странной. Хотя встречал немало совершенно откровенных таких случаев и даже с фантастическим результатом около 50 баллов. Но эти люди все же умели подставить числа в готовую формулу. И могли, подставив числа вместо U и R в выражение U=IR, найти на калькуляторе I. На мой взгляд (могу ошибаться) ни к физике высших достижений, ни к школьной физике это отношения не имеет. И вообще к физике не имеет. Потому что ни что такое U, ни что такое R, ни что такое I они не понимали вообще.

Математика, начиная класса с восьмого - это уже высшая математика для школьника. 10-11 это уже функциональный анализ, стереометрия, 9 класс - системы и прочие аналитические фишки. Оно как бы нужно, но это не арифметика. Чтобы это всё понять, нужно иметь ассемблерное мышление или хотя бы зачатки оного. Все что раньше - 1-7 классы, может, половина восьмого - это материальная элементарщина. В том смысле, что она очень наглядна, может быть выполнена на пальцах в прямом смысле слова.

Физика же в школе вся на пальцах. То есть, реально понимание математики старше 8 класса никак не влияет на физику. Удобно, но не необходимо. И только.

Физику школы великолепно можно объяснить ребёнку, не умеющему складывать за пределами его пальцев. Если он более или менее обладает воображением, то сможет решать большинство задач. Как это было с Фарадеем.

Никаких алгебраических преобразований, никаких корней-дробей. Все только на пальцах, на картинках

Да, это не уровень мехмата. Но это и не двойка на ОГЭ. На ЕГЭ всё таки нужен калькулятор будет.

Физику, конечно, можно объяснить на пальцах. В том смысле, что Бор мог пятилетнему ребенку объяснить, чем он (Бор) занимается. Для этого ребенок не должен уметь считать. Но ребенок после объяснения Бора все равно не решит ни одной расчетной задачи из базового школьного учебника. Как, например, найти m из выражения Q=c*m*(T2-T1)? Как из этого же выражения найти T2? Как это сделать без всяких алгебраических преобразований на пальцах? Я не представляю. Школьная программа, насколько я знаю, предусматривает решение задач по физике. Среди них полно задач, требующих базовой алгебры, а порой и геометрии.

Если так получилось, что ребенок не научился складывать десятичные дроби. Ну всякое же бывает - проболел тему, а потом как-то не до неё было, или ещё что. Пусть даже он все темы проболел, кроме сложения в пределах десятка

Так вот, если учитель берется научить ребёнка думать в нужную сторону, или научить решать количественные задачи, то перед ним встанет вот какая задача: понимающего, в общем-то, физику обучить решать задачи без применения хитрой алгебры, что называется, на пальцах.

Трудности остаться в рамках 2-3 класса математики на самом деле нет. (О чём статья). И проверил на практике - этот способ работает и дети реально без математики (точнее, в рамках начальной школы) решают сложные задачи на физике.

И прекрасно выражается любая величина из любой формулы.

Наука
7 млн интересуются