По поводу этой цитаты из «Непыльной работёнки» Олега Шатунова у меня есть теория:
Это та «Непыльная работёнка», что вчера и позавчера обсуждали.
Контекст:
в поезде подвыпивший пассажир (тот самый, который вёз тетрадку с сокровищами) сверзился с верхней полки, ударился головой и умер. Несчастный случай. Проводник вызвал на ближайшей станции милицию, милиция, недолго думая, оприходовала попутчиков - главных героев книги, Борис Иваныча Кукушкина и Леонида - и отправила в местный КПЗ, где у задержанных, как полагается, забрали все вещи по списку, включая кошельки. Через несколько дней пришло заключение эксперта, что покойный помер случайно, попутчиков выпустили и выдали им обратно вещи по списку, включая кошельки. Пустые. Потому что кошельки в списке были, а про деньги, сами понимаете, ничего не говорилось.
Кукушкин впервые попал в милицию и поначалу воспринял отъём денег, как личное оскорбление. Бывалый Леонид успокоил его, что это modus operandi, у него, Леонида, тоже в кошельке даже мелочи не осталось, и Кукушкину стало приятнее, что не один он пострадал. Потому что:
Дальше в книге героев ждут разнообразные приключения, но мы давайте остановимся тут и обсудим цитату. Вот моя теория.
Беда сближает, потому что если она у всех, значит, у каждого конкретного человека беда не потому что он сам дурак, а потому что всем досталось. Не чувствовать себя дураком приятно. Опять же, раз беду встречать довелось вместе, значит, и прогонять её лучше вместе => сближение.
Когда беда у кого-то одного, она всё равно сближает. Человек в беде обычно идёт к другим людям и ищет помощи. В обратную сторону тоже действует, без-бедный человек стремится помочь тому, кому плохо, а помогать сподручнее с близкого расстояния. Помощь товарищу в нас закреплена эволюцией, в коллективе она залог выживания: сегодня поможешь ты, завтра помогут тебе.
Ещё люди приближаются к тому, кто в беде, чтобы изучить ситуацию, чтобы, случись такое с ними самими, знать, что делать.
Ну и наконец, мы все себя друг с другом сравниваем. Поэтому и не боимся близко подходить к тому, у кого всё плохо. Рядом с чужой бедой свои проблемы кажутся меньше.
Страсть к сравнению объясняет и то, что счастье, в отличие от беды, людей отдаляет. На фоне чужого счастья свои неприятности делаются заметнее и настроение портят, сразу хочется отойти от счастливого человека подальше.
Ладно ещё, если ему счастье досталось случайно. Не так обидно. А если он своё счастье заслужил и заработал, это ж вообще, считай, зеркало под нос, типа полюбуйся, есть люди талантливые и трудолюбивые, а есть - ты. Поэтому у них счастье, а у тебя - то, что у тебя.
Ну а когда сам счастливый, тут уж простая вежливость велит своим счастьем людям в лицо не тыкать. Мало ли, может, пока ты счастлив, у соседа горе, так что тактичнее будет отдалиться.
Да и даже когда хорошо всем. Тогда или каждый своему счастью радуется, ему не до других. Или, что чаще бывает, всем хорошо в разной степени, и вот мы снова вернулись к сравнению себя с окружающими.
Вы что, любезные читатели, по этому поводу думаете? Правду пишет Шатунов, действительно беда роднит, а счастье разродняет? Делитесь мыслями!