Телеграм-канал «Заметки о прошлом» напомнил, кстати, что сегодня — день рождения «Катти Сарка». Он был спущен на воду 23 ноября 1869 года — и ничто тогда, конечно, не предвещало того, что этот парусник станет одним из самых красивых символов морской чайной торговли. Да и потом не предвещало — на собственно чайных маршрутах «Катти Сарк» себя практически никак не проявил. Мало того, формально «Катти Сарк», равно как и другие чайные клиперы, даже не являются «последним парусником» или «последними парусниками» и памятником уходящей эпохе — после клиперов были еще винджаммеры.
Но, в отличие от монструозных винджаммеров, «Катти Сарк» вообще и чайные клиперы в частности еще были красивы — уже гипертрофированной, но еще совершенно парусной красотой. А в отличие более знаменитых чайных клиперов, «Катти Сарк» сохранился до наших дней. И был музеефицирован — он стоит в Гринвиче. И романтизирован — в том числе и при участии Ивана Ефремова, написавшего о нем небольшую повесть. И популяризирован — одноименный виски существует до сих пор, ну и крупная парусная регата тоже довольно долго носила имя клипера. И виски.
Первый раз оказавшись в Англии, мы почти сразу поехали в Гринвич. Музеефицированный «Катти Сарк», без парусов и на фоне серого январского неба, сильно отличался от своих парадных портретов. Но ведьма на его носу, как и положено, была не совсем одета и размахивала конским хвостом, позволяя мне отдать долги одной из самых красивых легенд детства.