Страдания могут изменить человека в лучшую сторону, способствовать его развитию. Эта идея известна с древних времен. Мы можем встретить ее в трудах древнегреческих стоиков, в тибетском буддизме, в работах Ницше.
В конце XX века психолог Ричард Тедески выявил, что почти 90% людей, переживших психологическую травму, отмечали хотя бы одно ее позитивное последствие для личностного роста. Люди начинают ценить поддержку близких, заботиться о здоровье, более осознанно распоряжаться временем жизни, осознавая ее конечность.
Причиной личностного роста является не сама травма, а усилия, приложенные человеком для преодоления ее последствий.
Навыки уверенного поведения. Психолог помогает клиенту преодолеть возникшее в следствии травмы чувство беспомощности и страх конфронтации. Научиться лучше чувствовать свои границы и эффективно отстаивать свои интересы, без чувства стыда и вины.
Важно найти золотую середину между пассивностью и агрессией. Клиент обретает способность спокойно, уверенно и настойчиво заявлять о своих потребностях. Делать это не на основании ненависти к оппоненту, а на основании уважения и любви к себе. При этом не проявляя насилие и не способствуя разжиганию конфликта.
Следствием этого навыка становится способность завершить токсичные отношения (в том числе – с родственниками) и построить новые отношения, основанные на взаимном уважении и поддержке.
Работа в группе. На первом этапе работы с травмой задачей психолога было создание уютного и безопасного пространства в кабинете. Теперь эту зону нужно постепенно расширять. Хороший способ – дополнить (а со временем и заменить) индивидуальные консультации работой в группе.
Такой формат даёт новые возможности:
- Пообщаться с людьми, имеющими сходный опыт, поделиться эмоциями.
- Посмотреть, как другие люди справляются со своей эмоциональной болью.
- Помочь другим участникам, поддержать их.
- Получить опыт новых взаимоотношений.
Это укрепляет убеждение клиента в том, что он не один, его переживания нормальны, есть люди, которые его ценят и уважают.
Продолжение в карусели
Завершая разговор о комплексной травме, хочу напоследок сказать несколько слов о трудностях, которые могут возникнуть у психолога. Раз за разом выслушивать разговоры о страданиях, жестокости и насилии, проявлять эмпатию и давать поддержку - работа не из простых. Велик риск выгорания. Имеет смысл позаботиться и о себе. Не брать в работу сразу много клиентов с КПТСР и не ставить их в расписании подряд; чередовать с отдыхом и более «лёгкими» клиентами.
Особый случай - когда рассказы клиента пересекаются с собственной травмой психолога. Может возникнуть личная вовлеченность (например - ненависть к виновнику травмы). Могут вернуться или обостриться собственные симптомы. В таком случае работу можно продолжать только под регулярной супервизией и параллельно с прохождением личной терапии.
Это сложная работа, но она того стоит. Некоторые клиенты сравнивают симптомы комплексной травмы с жизнью в аду. И для психолога нет более важной задачи, чем помочь им оттуда выбраться.
Автор: Черемисин Вячеслав Валерьевич
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru